ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАВМА В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАВМА В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Психологическая травма - реактивное психическое образование (реакция на значимые для данного человека события), вызывающее длительные эмоциональные переживания и имеющее длительное психологическое воздействие. Причиной травмы может стать любое значимое для человека событие: обман, предательство, разочарование, несправедливость, насилие, смерть близкого человека, переживания потери, любой кризис, болезнь. Все эти события могут и не быть травмирующими, если человек интегрировал их в свое мировоззрение. А что происходит, если мы ведем речь о ребенке?

Чтобы выявить глубинные причины детского гнева, злобы, зависти, следует помнить, что они всегда вторичны по отношению к чувствам боли, обиды, страха, которые в свою очередь возникают от неудовлетворенной потребности в любви, признании, уважении. В основе последних лежат базисные стремления, выраженные словами "я хороший" (самооценка), "я любим", "я могу". Фундаментом всей этой пирамиды является чувство внутреннего благополучия (или неблагополучия), формирующееся у ребенка в результате нашего обращения с ним.

Ребенок, который не получил в детстве достаточно душевного тепла, будет потом всю жизнь стремиться восполнить его дефицит. Эмоциональный голод, испытанный в детстве, человек рано или поздно захочет чем-то компенсировать.

Наше детство и отношения в родительской семье могут быть как причиной серьезных проблем, так и основной опорой и источником ресурсов во взрослой жизни. В детстве очень много заложено. И можно отыскать много позитивных, поддерживающих моментов.


Причиной травмы может стать любое значимое для человека событие, а источников существует огромное количество, это и:

1. Тяжёлые болезни, смерть, гибель членов семьи.

2. Развод родителей.

3. Гиперопека со стороны старших.

4. Холодность внутрисемейных отношений и отчуждение.

5. Материально-бытовая неустроенность.

Знает ли человек о своих психологических травмах? Одного знания оказывается недостаточно. Люди обращаются за психологической помощью относительно своих негативных переживаний или неконструктивных способов поведения, но не связывают свое нынешнее состояние с психологическими травмами, особенно детскими. В большинстве случаев психотравмирующее воздействие носит неявный, скрытый характер.

В психологической литературе подробно рассмотрен механизм образования детских травм и их влияние на последующую жизнь. В его основе лежит неутоленная потребность в любви и близости.

«Если младенец и маленький ребенок обладает любовью и взаимностью своей матери, а также и своего отца, он будет расти без чрезмерного давления страстного либидинального желания и без чрезмерно сильной склонности к ненависти. Если же он лишен всего этого, то есть вероятность, что его либидинальное желание будет интенсивным, что означает, что он будет постоянно искать любви и привязанности и будет постоянно склонен ненавидеть тех людей, которые, как он считает, не смогли проявить по отношению к нему любовь и привязанность.» (Боулби Джон , 1956).

Кроме тяжелых событий в раннем детстве, последствия которых ребенок не смог «переварить» своей неокрепшей психикой (то есть они «закапсулировались» во внутреннем мире и живут отдельной жизнью, давая о себе знать эмоциями, слишком сильными по сравнению с причиной, которая их вызвала), есть еще так называемые травмы развития.

Для того чтобы младенец развивался оптимальным образом, необходимо, чтобы мама была настроена на один с ним лад, чтобы она давала ему то, в чем он нуждается, и не давала ему то, о чем он не просит. Оказывается, между процессом удовлетворения потребностей младенца и последующим осознаванием человеком своих потребностей существует тесная связь: при его нарушении развиваются отклонения в сторону «я не могу получить то, чего хочу», т.е в будущем запрет на определенные желания, или в сторону «я получаю то, чего не хочу» - т.е. в будущем ситуацию долга, ослабленности собственных желаний (о механизме возникновения личностных нарушений хорошо написано в книге Галины Тимошенко и Елены Леоненко «Работа с телом в психотерапии»).

Дэвид Боаделла пишет: «То, как мы обращаемся с младенцем в его самые ранние часы и дни, устанавливает основные правила того, как он держит своё тело, его мускульной организации, того, как он сопротивляется и противостоит или же сдаётся внешнему влиянию».

На следующих этапах развития ребенка формируются умения
• выстраивать границы (между своими чувствами, и чувствами близкого человека, между вчера и сегодня, между личной жизнью и карьерой, между работой и отдыхом и т.д.);
• адекватно решать жизненные задачи (не впадать в панику, не опускать руки при неудаче, учитывать предыдущие ошибки, начинать с начала, принимать помощь);
• рефлексировать и осмысливать свои действия (применять опыт, полученный в одних ситуациях в других условиях, учитывать чужой опыт в собственной жизни).

Если нужные умения в положенное время не сформировались, или сформировались неправильно, это и говорит о травме развития.

Весьма вероятно, что, читая эти строки, одни, как студенты медики, найдут у себя все травмы развития, и обвинят в этом своих родителей, другие ощутят вину перед собственными детьми, третьи испытают оба чувства.

Мы все несовершенны, и весьма далеки от гармонии, и причину этому, разумеется, можно искать в нашем травмированном детстве. Но более конструктивной и дающей силу является позиция философа-экзистенциалиста Жана-Поля Сартра: «Важно не то, что с нами делают. Важно, что мы сами делаем с тем, что сделали с нами».

Продуктивным является взгляд на свои детские травмы - как на начальные условия и вопрос задачи, которую придется решать всю жизнь. И здесь очень важно быть честным с собой, ничего не упустить и ничего не приукрасить, хорошенько разобраться в своей личной истории и истории своей семьи. Все, что знаю о себе, я записываю в «дано: ...», потом рисую горизонтальную линию и пишу «найти:...» Если я поняла, в чем нуждаюсь, то понимаю, что мне нужно искать. Быть может, мне не хватает уверенности в себе, мои движения скованы и зажаты, я раздражаюсь или плачу по пустякам, у меня не складываются отношения, мне не хватает любви, мне кажется, что я живу чужую жизнь, я долго держу обиду...- значит именно эти вопросы должны быть в фокусе моего внимания. А то, чем я обладаю - например, умение слушать, доброта, трудолюбие, терпение, умение учиться... - это фундамент, на который я смогу опереться при строительстве «дома своей души».

Есть множество возможностей разобраться со своими проблемами: поговорить по душам с родителями, обратиться за помощью к психологу, пойти на психологический тренинг, заняться йогой, медитацией...Можно, конечно, найти тысячу и одну причину, чтобы этого не делать: ну, как обычно «нет настроения, нет обстановки, нет подготовки» Можно отложить на потом, сказать «не списал с доски», «сломался будильник», «потерял тетрадку». К сожалению, если вы не сделаете этого прямо сейчас, то вашим детям неизбежно придется доделывать за вас ваше «домашнее задание».

Франц Рупперт, философ и психотерапевт, выявил следующие закономерности, объясняющие, почему многие семьи живут в эмоциональном хаосе:

• «Пережившая травму мать неминуемо передает этот опыт в той или иной форме ребенку. Так травматический опыт продолжает действовать спустя несколько поколений» (то есть мать, не проработавшая собственные психологические травмы, просто не может обеспечить ребенку необходимую степень близости и в нужной мере удовлетворить его потребность в привязанности и любви. И это ее беда, а не вина)

• «Человеческая психика - феномен, охватывающий несколько поколений. Тяжелые телесные и психические проблемы, которые есть у человека, нередко являются следствием хитросплетение привязанностей трех-четырех поколений. Следовательно, симптомы «болезни» можно понять и исцелить, только имея в виду весь узел отношений и привязанностей. Человек в хорошем смысле должен вырваться из душевно-эмоционального плена, тогда его психические раны смогут зажить».

• «Исцеление психического недуга должно происходить в контексте всех переплетений нарушенных привязанностей, в которые включен человек. Недостаточно просто подвести пациента к изолированному решению для него одного. Ему удастся вырваться из плена переплетений судеб, только если у него будет чувство, что и другие люди, с кем его связывают любовь и страх, тоже могут и имеют право выздороветь» (Франц Рупперт. «Травма, связь и семейные расстановки»)

Это значит, что я не должна разделять судьбу моих родителей: я не могу исцелить душевную боль моей мамы или моего отца, и не могу взять на себя их страдания - это их жизнь, и, пока они живы, у них есть силы, чтобы самим позаботиться о себе. Но если я знаю об их душевных страданиях, я могу перестать обижаться на них за ту боль, которую они невольно причинили мне. И тогда ко мне вернутся мои силы и мои чувства, которые были раньше скованы обидой. И тогда я смогу дать больше любви и им, и моим детям, и научить их тому, чему научилась сама. А значит, смогу прервать эту «дурную бесконечность» обида-вина-обида-вина...

Список использованной литературы:

1. Бермант-Полякова О. В. Пост-травма: диагностика и терапия. – СПб. : Речь, 2006. – 248 с.

2. Изнасилованные судьбы. Сборник №2. Методичесоке пособие по работе с несовершеннолетними жертвами психологического, физического и сексуального насилия. – СПб. : Комитет по труду и социальной защите, 2001. – 64 с.

3. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб. : Питер. 2001. – 752 С.

4. Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учебное пособие для студентов ВУЗов. – М. : Издательский центр – «Академия», 2005. – 288 с.

5. Шефов С. А. Психология горя. – СПб. : Речь, 2007. – 144 с.

6. Сарджевеладзе Н., Беберашвили З., Джавахишвили Д., Махашвили Н., и др. Травма и психологическая помощь. – М. : Смысл, 2007. – 180 с.

Исполнитель:

Врач-психиатр детский

Елена Владимировна Пинигина


Возврат к списку