Психологическая помощь родителям детей с ранним детским аутизмом.

Психологическая помощь родителям детей с ранним детским аутизмом.

«Они способны адаптироваться, интегрироваться в общество, приносить ему пользу и быть счастливыми»

Большинство расстройств детского возраста отличаются тем, что со временем, взрослением они либо трансформируются, либо полностью исчерпывают себя. Но есть два расстройства, которые возникнув в детстве, остаются с человеком на всю жизнь, это интеллектуальная недостаточность и аутизм.

Последние клинические исследования позволяют в качестве основных причин аутизма выделить когнитивные ограничения и аномалии головного мозга. По мнению ученых, у детей, страдающих аутизмом, имеются врожденные перцептивные и когнитивные нарушения (страдает социальное восприятие), что значительно затрудняет нормальное общение и взаимодействие с другими людьми.

При таких дисфункциях дети не способны понимать, что стоит за действиями и словами других людей, затрудняются интерпретировать их поведение, им сложно догадываться, что хочет сказать человек. При этом, несмотря на часто хорошую механическую память, существуют трудности применения имеющихся знаний целенаправленно с пользой и значением. Запас информации обычно носит пассивный характер и может проявиться эффектной способностью, демонстрирующей блестящий ум, например, в ситуации, когда замкнутый ребенок вдруг произносит сложную цитату, услышанную им некоторое время назад.

Ключевыми признаками аутизма являются отчужденность, отсутствие эмоциональной откликаемости, стереотипии поведения, своеобразие социального реагирования. Четкие симптомы становятся очевидны примерно к трем годам и связаны они, как правило, с особенностями речевого развития, хотя первые признаки вероятно заметить и на более ранних этапах, в 12-18 месяцев, когда ребенок не проявляет полноценно невербального эмоционального контакта – не смотрит в глаза, не отвечает улыбкой на улыбку, остается холоден к объятиям и поцелуям близких.

Коррекционная работа с аутичными детьми требует больших эмоциональных затрат и всегда носит долгосрочный характер. Поэтому часто родители, ожидая быстрого положительного результата и не получив его, разочаровываются, «опускают руки», теряют надежду. Усугубляет ситуацию и то, что аутичные дети, существуя в своем мире, не замечают окружающих и не устанавливают с ними эмоциональную обратную связь, в т.ч. и с родителями, вкладывающими так много сил и энергии в развитие своего «особенного» ребенка.

Следующие рекомендации помогут родителям понимать и принимать детей такими, какие они есть, улучшая тем самым качество взаимодействия с ними, помогая адаптироваться к такому сложному, но неизбежному миру.

Наблюдение является лучшим способом работы с аутичным ребенком. Наблюдая за происходящим, замечая каждое действие, каждый звук и каждый жест ребенка, облекая в слова все увиденное, мы помогаем ребенку научится понимать, что эти слова непосредственно связаны с поступками и что при помощи слов можно выразить мысли, чувства и даже общаться с другими.

Одним из важнейших условий развития и успешной адаптации ребенка является соблюдение режима дня. Ребенку аутичному такое четкое следование распорядку дает еще и чувство безопасности. Причем основные режимные моменты должны не только соблюдаться и проговариваться взрослыми, но и быть изображены в виде понятных ребенку картинок-схем размещенных в удобном для него месте. Родителям необходимо помнить о крайней консервативности аутистов, когда даже самые незначительные изменения в режиме, обстановке могут спровоцировать самоагрессию и усиление тревоги. Профилактикой таких поведенческих отклонений и является четкое поддерживание привычного для ребенка порядка дел и вещей.

Для обеспечения спокойствия и уверенности малыша полезно создание семейных ритуалов, направленных на формирование стереотипов поведения в различных ситуациях. Выполняйте в строгой, заведенной раз и навсегда последовательности различные повседневные процедуры: одевание (организуйте личный шкаф или полку, где в определенной последовательности будет храниться вся одежда малыша), умывание (в ванной в определенном месте разложите принадлежности), игры (рядом с системой хранения игрушек прикрепите схему их расположения), прогулки (по привычным маршрутам), отход ко сну (гигиенические процедуры, чтение, массаж).

Семейное чтение, тщательное и выразительное, способствует осознанию логики событий. Многократное перечитывание одних и тех же произведений, которого так требуют аутичные дети, помогает им понимать себя и окружающих, тем самым снижая внутреннюю тревожность и напряженность.

В процессе воспитания следует избегать двух крайностей с одной стороны – проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, с другой – постановки завышенных требований, которые ребенок не в состоянии выполнять, в сочетании с жесткостью и наказаниями.

Фильмы и книги, которые помогут лучше понять своих детей и близких страдающих аутизмом:

Документальный фильм Любови Аркус «Антон тут рядом», 2012 год;

Художественный фильм Барри Левинсона «Человек дождя», 1988 год;

Художественный фильм Ника Касла «Мальчик, который умел летать», 1986 год;

Художественный фильм Майкла Лиссака «Карточный домик», 1993 год;

Художественный фильм Ника Бальтазара «Бен Икс», 2007 год;

Художественный фильм Мика Джексона «Тэмпл Грандин», 2010 год;

Художественный фильм Элиссы Даун «Черный шар», 2008 год;

Художественный фильм Марка Эванса «Снежный пирог», 2006 год;

Художественный фильм Петера Несса «Без ума от любви», 2005 года.

Литература:

​ Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. «Дети с нарушениями общения», 1989 год;

​ Ирис Юханссон «Особое детство», 2010 год;

​ Кэти Летт «Мальчик, который упал на землю», 2012 год;

​ Виктор Каган «Аутята. Родителям об аутизме», 2015 год;

​ Тара Делании «Развитие основных навыков у детей с аутизмом», 2014 год;

​ Елизавета Мэмми-Заварзина «Приключения другого мальчика. Аутизм и не только», 2014 год;

​ Наоки Хигасида «Почему я прыгаю», 2014 год;

​ Ирина Мамайчук «Помощь психолога детям с аутизмом», 2007 год.

Родителям «особенных» детей необходимо понимать, что улучшение состояния ребенка зависит не только от назначаемого специального лечения, даже если таковое нужно, но в значительной мере от терпеливого, принимающего и последовательного отношения к нему.

Ваша задача помочь ребенку в сложных условиях раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сделать его максимально приспособленным к самостоятельной жизни и пусть простой, но полезной профессиональной деятельности.

Медицинский психолог диспансерного отделения КУ ХМАО-Югры «ХМКПНД» В.Н. Смирнова


Возврат к списку