Психокоррекционная работа при формировании аддиктивного поведения с употреблением токсических веществ

Психокоррекционная работа при формировании аддиктивного  поведения с употреблением токсических веществ

Дети школьного возраста для токсического опьянения используют преимущественно органические растворители типа клея «Момент», летучие компоненты которого обладают галлюциногенным и общетоксическим действием. Другие органические растворители, например, вещества для обработки мебели, бензол, ацетон, и другие, применяются реже.

Летучие органические растворители для вдыхания в целях токсического опьянения используют обычно дети, начиная с 7-8 лет - то есть в возрасте фактического отсутствия критической оценки ситуации и высокой уязвимости развивающихся психофизических свойств личности. Дети начинают употреблять как правило из любопытства и подражания в сложившихся микрогруппах. В большинстве случаев это мальчики в возрасте от 7 до 13 лет (девочки реже прибегают к вдыханию клея, и само употребление ими чаще скрывается, сопровождается стремлением замаскировать пристрастие). Большинство таких детей происходят из неблагополучных семей, их матери часто страдают алкоголизмом, ведут аморальный образ жизни. Общим для всех детей является психологическая атмосфера незащищенности и ненужности в доме. Практически у всех ребят имеются до злоупотребления психоактивными веществами проблемы с адаптацией к школьной жизни.

Клиническая практика указывает на преобладание в формировании токсиманической зависимости психологических и социальных факторов. Следовательно, употребление токсических веществ в большинстве случаев является вариантом психологического поиска относительной гармонии с иллюзорной реализацией детских фантазий.

В настоящее время в психокоррекционную работу вошли многочисленные техники, направленные на решение проблемных ситуаций личности в состоянии транса, т.е. в измененном состоянии сознания (ИСС). Эти методики (трансперсональная психотерапия, кататимно-образная психотерапия или символ-драма) используют специфические состояния «инсайта». В инсайтных переживаниях происходит не только кардинальное изменение отношения человека к его проблемам, но и мощные психофизические изменения характера.

Видоизмененные и усовершенствованные методы, находят применение в психокоррекционной работе по исправлению аномального поведения детей с пристрастием к вдыханию растворителей.

Базовые приемы основаны на следующих положениях:

1. Мировосприятие и сознание ребенка функционируют преимущественно в чувственно-образных, а не логически-вербальных категориях. Дети легко, ярко фантазируют, веря в свои фантазии.

1. Само вдыхание органических растворителей растормаживает, усиливает процесс фантазирования, которое приобретает патологический характер, когда полностью утрачиваются границы между реальностью и обманами восприятия (или патологическим фантазированием).

1. При всей патологичности данных процессов в целом они оживляют естественную фантазию, свойственную детям, и вне употребления растворителей дети склонны к яркому фантазированию. В силу этих обстоятельств, психокоррекционная работа с детьми, злоупотребляющими ингаляционными психоактивными веществами, строится на формировании визуальных представлений и образов, носящих прямой или скрытый, символический терапевтический подтекст.

Психотерапия не должна восприниматься детьми как лечебное мероприятие, так как такой подход изначально обречен на неудачу.

В связи с вышесказанным, описанные ниже методики предназначены, прежде всего для медицинских и школьных психологов, для специалистов по социальной работе и педагогов, заинтересованных в помощи данной категории детей.

Другим эффективным методом психокоррекционной работы преимущественно с подростками являются тренинговые занятия. Тренинг с подростками группы риска имеет следующие особенности:

 он должен проводиться специалистом, возможно школьным психологом, владеющим (информацией по проблеме формирования зависимости от психоактивных веществ;

 специалист должен владеть тренинговыми приемами и иметь навыки работы с группой в психокоррекционном режиме;

 упражнения и игры, включенные в тренинг, должны носить дискуссионный подтекст, т. е. не навязывать подросткам однозначных выводов и решений, позволять групповой работы свободно выражать свои мнения.

В целом методики психокоррекционной работы, основанные с одной стороны на приемах трансперсональной, телесно-ориентированной, кататимно-имагинативной (метод "символ-драмы") психотерапии, а с другой стороны на поведенческой групповой психокоррекционной работы создают необходимый багаж для проведения тренингов с детьми, имеющими риск формирования состояний зависимости.

Организационно-методические основы психокоррекционной работы с детьми, страдающими токсикоманией

Специфическими клиническими проявлениями, которые имеют место почти у всех детей регулярно вдыхающих пары токсических веществ, являются яркие зрительные галлюцинации, возникающие при открытых глазах. Обычно они «накладываются» на реальность и воспринимаются с сильными эмоциональными переживаниями.

В картине опьянения более преобладает токсический эффект (разбитость, тошнота, головные боли и т.п.), и поэтому они легко от токсических веществ переходят на алкоголь или наркотики.

Зависимость носит преимущественно психологический характер и выражается в стремлении вновь погрузиться в мир обманов восприятия, где реализуются их сокровенные мечты - уйти на время из реального мира взрослых, где они чувствуют себя непонятыми или незащищенными.

Важным фактором является то, что «вдыхание» паров осуществляется совместно, в группе, где ребята рассказывают о своих ощущениях, преувеличивая свои «видения» и чувства, которые возникали у них. При беседах со взрослыми о своем пристрастии дети-токсикоманы изворотливы, и на определенном этапе развития болезни эта лживость приобретает патологические формы. В дальнейшем, если злоупотребление продолжается, по мере снижения и нарастания эмоциональных изменений начинает доминировать злобность и агрессивность в сочетании с оскудением интересов и эмоций, данностью, неприятием норм социума. Постепенно меняется характер токсического опьянения. Обманы восприятия становятся неяркими, мрачными, их появление не вдается подъемом настроения, часто возникают страхи.

Обычно дети используют ингаляции растворителями из подражания сверстникам или для получения возможности войти в асоциальную группу.

Другим фактором, который следует учитывать при психокоррекции детей, страдающих пристрастием к психоактивным веществам, является то, что они полностью отрицают наличие у себя болезни и категорически отказываются от лечения (кроме случаев, когда это может быть выгодно, например, избавляет от уголовного преследования или наказаний со стороны родителей).

Психотерапия на начальных этапах строится как игра, сочетающая в себе одновременно индивидуальную и групповую работу. Групповые формы используются на начальном этапе в целях адаптации к ситуации и для общей психоэмоциональной разрядки. Малые группы детей-токсикоманов (не более 4 — 5 человек) формируются для участия в ролевых играх с использованием масок, кукол, пальчиковых игр.

Групповая терапия носит ограниченный характер в виду того, что в группе начинают доминировать негативные лидеры, наиболее агрессивные дети, обычно те, которые имеют наибольший стаж злоупотребления растворителями и наибольший дефект. Их стремление к самоутверждению через силу делает работу с такими детьми в группе достаточно сложной.

Наиболее важным этапом является индивидуальная психотерапия. В процессе индивидуального психотерапевтического подхода дети начинают вести себя мягче, спокойнее. Исчезает внутренняя, столь характерная для токсикоманов конфронтация, стремление через активную агрессию утвердить свое «Я» и не воспринимать мир взрослых.

Для индивидуальной психотерапии разработаны два варианта простых и доступных для психологов и школьных педагогов техник.

Первая из них опирается на теоретические и практические положения краткосрочной психодинамической психотерапии X. К. Лейнера (кататимно-имагинативная психотерапия).

Она разработана для детей и подростков, страдающих ингаляционным злоупотреблением психоактивных веществ. Психокоррекционный подход предполагает направленную проработку (свободное фантазирование) на строго определенную тему, являющуюся символическим отражением основных проблем ребенка.

Целенаправленное визуально-образное представление глобальных архитипических, символических образов всегда носит глубоко индивидуальный характер, отражает личностно значимые стороны ребенка и, естественно, его основные проблемы. Для целей психокоррекции токсикоманов внесен ряд существенных изменений и дополнений.

Список использованной литературы:

1. Вострокнутов Н.В. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска: руководство для специалистов социальных практик. -  М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004 – 182 с.

2. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение. – Ижевск: издательский дом «Удмуртский университет», 2001 – 340 с.

3. Родительский всеобуч. Серия «В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами» Сост. Г.Н.Тростанецкая, А.А.Гериш – Минобразования России, «Эфлакс», 2003.

4. Семья и дети в антинаркотических  программах профилактики, коррекции, реабилитации / Руководство для школьных и медицинских психологов, социальных работников, врачей. – Москва: Министерство образования, ООО «Фирма «Вариант», 2003. – 240 с.

5. Хасан Б.И. Образование в области профилактики аддиктивных форм поведения. – М.: Краснояр. Гос.ун-т.-Красноярск, 2003. 335 с.

Исполнитель:

Шарыпова Ольга Анатольевна

Педагог-психолог

кабинета медицинской профилактики


Возврат к списку