- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Дети школьного возраста для токсического опьянения используют преимущественно органические растворители типа клея «Момент», летучие компоненты которого обладают галлюциногенным и общетоксическим действием. Другие органические растворители, например, вещества для обработки мебели, бензол, ацетон, и другие, применяются реже.
Летучие органические растворители для вдыхания в целях токсического опьянения используют обычно дети, начиная с 7-8 лет - то есть в возрасте фактического отсутствия критической оценки ситуации и высокой уязвимости развивающихся психофизических свойств личности. Дети начинают употреблять как правило из любопытства и подражания в сложившихся микрогруппах. В большинстве случаев это мальчики в возрасте от 7 до 13 лет (девочки реже прибегают к вдыханию клея, и само употребление ими чаще скрывается, сопровождается стремлением замаскировать пристрастие). Большинство таких детей происходят из неблагополучных семей, их матери часто страдают алкоголизмом, ведут аморальный образ жизни. Общим для всех детей является психологическая атмосфера незащищенности и ненужности в доме. Практически у всех ребят имеются до злоупотребления психоактивными веществами проблемы с адаптацией к школьной жизни.
Клиническая практика указывает на преобладание в формировании токсиманической зависимости психологических и социальных факторов. Следовательно, употребление токсических веществ в большинстве случаев является вариантом психологического поиска относительной гармонии с иллюзорной реализацией детских фантазий.
В настоящее время в психокоррекционн
Видоизмененные и усовершенствован
Базовые приемы основаны на следующих положениях:
1. Мировосприятие и сознание ребенка функционируют преимущественно в чувственно-образ
1. Само вдыхание органических растворителей растормаживает, усиливает процесс фантазирования, которое приобретает патологический характер, когда полностью утрачиваются границы между реальностью и обманами восприятия (или патологическим фантазированием)
1. При всей патологичности данных процессов в целом они оживляют естественную фантазию, свойственную детям, и вне употребления растворителей дети склонны к яркому фантазированию. В силу этих обстоятельств, психокоррекционн
Психотерапия не должна восприниматься детьми как лечебное мероприятие, так как такой подход изначально обречен на неудачу.
В связи с вышесказанным, описанные ниже методики предназначены, прежде всего для медицинских и школьных психологов, для специалистов по социальной работе и педагогов, заинтересованных в помощи данной категории детей.
Другим эффективным методом психокоррекционн
он должен проводиться специалистом, возможно школьным психологом, владеющим (информацией по проблеме формирования зависимости от психоактивных веществ;
специалист должен владеть тренинговыми приемами и иметь навыки работы с группой в психокоррекционн
упражнения и игры, включенные в тренинг, должны носить дискуссионный подтекст, т. е. не навязывать подросткам однозначных выводов и решений, позволять групповой работы свободно выражать свои мнения.
В целом методики психокоррекционн
Организационно-м
Специфическими клиническими проявлениями, которые имеют место почти у всех детей регулярно вдыхающих пары токсических веществ, являются яркие зрительные галлюцинации, возникающие при открытых глазах. Обычно они «накладываются» на реальность и воспринимаются с сильными эмоциональными переживаниями.
В картине опьянения более преобладает токсический эффект (разбитость, тошнота, головные боли и т.п.), и поэтому они легко от токсических веществ переходят на алкоголь или наркотики.
Зависимость носит преимущественно психологический характер и выражается в стремлении вновь погрузиться в мир обманов восприятия, где реализуются их сокровенные мечты - уйти на время из реального мира взрослых, где они чувствуют себя непонятыми или незащищенными.
Важным фактором является то, что «вдыхание» паров осуществляется совместно, в группе, где ребята рассказывают о своих ощущениях, преувеличивая свои «видения» и чувства, которые возникали у них. При беседах со взрослыми о своем пристрастии дети-токсикоманы изворотливы, и на определенном этапе развития болезни эта лживость приобретает патологические формы. В дальнейшем, если злоупотребление продолжается, по мере снижения и нарастания эмоциональных изменений начинает доминировать злобность и агрессивность в сочетании с оскудением интересов и эмоций, данностью, неприятием норм социума. Постепенно меняется характер токсического опьянения. Обманы восприятия становятся неяркими, мрачными, их появление не вдается подъемом настроения, часто возникают страхи.
Обычно дети используют ингаляции растворителями из подражания сверстникам или для получения возможности войти в асоциальную группу.
Другим фактором, который следует учитывать при психокоррекции детей, страдающих пристрастием к психоактивным веществам, является то, что они полностью отрицают наличие у себя болезни и категорически отказываются от лечения (кроме случаев, когда это может быть выгодно, например, избавляет от уголовного преследования или наказаний со стороны родителей).
Психотерапия на начальных этапах строится как игра, сочетающая в себе одновременно индивидуальную и групповую работу. Групповые формы используются на начальном этапе в целях адаптации к ситуации и для общей психоэмоциональн
Групповая терапия носит ограниченный характер в виду того, что в группе начинают доминировать негативные лидеры, наиболее агрессивные дети, обычно те, которые имеют наибольший стаж злоупотребления растворителями и наибольший дефект. Их стремление к самоутверждению через силу делает работу с такими детьми в группе достаточно сложной.
Наиболее важным этапом является индивидуальная психотерапия. В процессе индивидуального психотерапевтиче
Для индивидуальной психотерапии разработаны два варианта простых и доступных для психологов и школьных педагогов техник.
Первая из них опирается на теоретические и практические положения краткосрочной психодинамическо
Она разработана для детей и подростков, страдающих ингаляционным злоупотреблением психоактивных веществ. Психокоррекционн
Целенаправленное визуально-образн
Список использованной литературы:
1. Вострокнутов Н.В. Антинаркотическа
2. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение. – Ижевск: издательский дом «Удмуртский университет», 2001 – 340 с.
3. Родительский всеобуч. Серия «В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами» Сост. Г.Н.Тростанецкая
4. Семья и дети в антинаркотически
5. Хасан Б.И. Образование в области профилактики аддиктивных форм поведения. – М.: Краснояр. Гос.ун-т.-Красно
Исполнитель:
Шарыпова Ольга Анатольевна
Педагог-психолог
кабинета медицинской профилактики