Приобщение молодежи к употреблению ПАВ

Приобщение молодежи к употреблению ПАВ

В настоящее время проблема приобщения подростков к употреблению алкоголя и наркотиков остается по-прежнему актуальной. Отечественные и зарубежные исследователи сходятся в определении мультифакторной природы развития аддиктивного поведения.

Аддиктивное поведение (отклоняющееся от нормы, от лат. addictus – слепо преданный, пристрастившийся) – злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние до того, как сформируется зависимость (W. Miller 1984 г., M. Landry 1987 г.).

Факт приобщения подростка к одному виду аддиктивного поведения повышает вероятность вовлеченности в другие. Аддиктивное поведение следует рассматривать «как злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами без признаков индивидуальной психической и физической зависимости, сопровождающееся ухудшением социального функционирования». Мультифакторная природа возникновения аддиктивного поведения у подростков объясняется тем, что невозможно выделить одну доминирующую причину. Данные отклонения в поведении несовершеннолетних развиваются на основе совокупности присутствия негативных факторов.

Выделяют следующие причины, приводящие к реализации аддиктивных форм поведения:

 медико-биологические,

 индивидуально-психологические,

 социальные.

К медико-биологическим факторам риска возникновения наркомании и алкоголизма относится наличие нервно-психических заболеваний, что влияет на функциональные возможности головного мозга, вследствие чего снижается способность переносить интенсивные, продолжительные нагрузки не только в интеллектуальной сфере, но и в эмоциональной. В результате подростки могут искать простое средство, помогающее справиться с этим напряжением при помощи психоактивных веществ.

В качестве причины формирования химических зависимостей рассматривается воздействие среды. Влияние референтной группы также может являться решающим фактором приобщения подростка к наркотикам и алкоголю. Такие группы, как правило, складываются стихийно на почве нездоровых интересов, часто представляют собой микросреду, отрицательно влияющую на подростка, формирующую социально-негативные интересы. По мнению ряда авторов, причиной аддиктивного поведения могут быть изменения в системе мотивов ученика, в этом случае доминируют не учебные, а внешкольные ориентации. В подростковом возрасте могут иметь место утрата интереса к учебе и возникновение других мотивов. Главной характеристикой этих детей является отчужденность не только от школы, но и от семьи. Семья, являясь микросоциумом, занимает важное место в жизни подростка. В семье закладываются базовые эмоционально-волевые, мотивационно-потребностные и другие личностные качества ребенка. В случае наличия деформированных стилей воспитания и дисфункциональной структуры семья может являться фактором приобщения подростка к употреблению алкоголя и наркотиков и формированию зависимости от них.

Эмоциональная отчужденность, формализованность взаимоотношений способствуют созданию негативных форм взаимодействия между всеми членами семьи. У подростков, имеющих зависимость от алкоголя или наркотиков, отмечаются многочисленные эмоциональные нарушения в общении с родителями. В семьях, где у матери имеются эмоциональные дефекты в общении, дочь, вероятно, будет иметь склонность к употреблению психоактивных веществ. А в семье, в которой мать страдает алкоголизмом, у детей могут быть нарушены навыки эмоционального общения. Эмоциональное отторжение нарушает социализацию в семье, приводит к искажению самовосприятия, заниженной самооценке, нарушению мотивационной сферы и, как следствие, к употреблению психоактивных веществ.

Для успешной социализации и адаптации подросткам необходимо получать от родителей безусловную любовь, эмоциональную близость, ощущение безопасности, адекватные реакции на конфликтные ситуации. В случае несоблюдения данных условий процесс взросления и развития самостоятельности «затормаживается», а эмоциональная холодность, отчужденность не позволяют развиваться чувству эмпатии и сопереживания.

Такие дети не в полном объеме усваивают нравственные нормы, категории добра и зла, им свойственны цинизм, безответственность, что приводит к немотивированной жестокости, агрессии. Они имеют особенность переносить сильные шумовые, зрительные раздражители в связи с высоким порогом нейрофизиологического возбуждения. Это явление патологично по своей сути, так как экспериментально доказано пагубное воздействие на человека шума, высокой скорости. У подростков данной категории эти раздражители не вызывают негативных последствий, а напротив, они испытывают эйфорические переживания. В результате проведения нескольких работ исследователями выявлено, что к неблагоприятным условиям воспитания относятся: жесткий контроль, недоверие к подростку, противоречивое отношение к его самостоятельности, неустойчивый стиль воспитания, непоследовательность требований.

Дефицит положительного отношения к ребенку, низкий контроль за проявлениями отрицательных эмоций вызывают у подростков состояние апатии, склонность к бродяжничеству, употреблению алкоголя, наркотиков. Для подростков, склонных к формированию аддиктивного поведения, характерен высокий порог раздражения эмоциональных переживаний. В связи с этой особенностью для хорошего уровня эмоциональной функции им необходим сверхсильный раздражитель, поэтому они стремятся при помощи алкоголя и наркотиков достичь этого состояния. При неадекватном завышении требований со стороны значимых взрослых дети некритично стремятся к лидерству, реагируют негативизмом и агрессией на любые затруднения, сопротивляются предъявляемым им требованиям. В основе отрицательных эмоций, возникающих у несовершеннолетних, лежит внутренний конфликт между притязаниями и неуверенностью в себе. Последствиями такого конфликта могут стать ухудшение состояния здоровья на фоне явных признаков общей социально-психологической дезадаптации. Не менее серьезные проблемы возникают и у детей со сниженной самооценкой, их поведение отличается нерешительностью, конформизмом, крайней неуверенностью в собственных силах, которые формируют чувство зависимости, сковывая развитие инициативы и самостоятельности в поступках и суждениях. Если негативные переживания не компенсируются и не находится значимых людей, которые были бы способны повысить самооценку школьника, у него могут возникать патологические реакции на школьные проблемы, которые в случаях повторяемости или фиксации складываются в картину синдрома, называемого «школьной дезадаптацией», что в свою очередь, может явиться причиной алкоголизации и наркотизации с целью снижения психического напряжения.

Выявлена взаимосвязь особенностей личностного развития подростков (отрицательный эмоциональный фон, несформированность волевой регуляции, тревога, страх и т. д.) и их склонности к различным видам аддикции. Таких подростков характеризуют: инертность, пассивность, конформизм, гедонистическая направленность жизни. Все это приводит к тому, что формируется личность недостаточно развитая, отличающаяся поверхностными стремлениями, неспособная противостоять предлагаемым соблазнам, носящим потенциальную опасность. Отсутствие духовных ценностей, моральных принципов, норм общественной жизни является предпосылкой того, что подростки охотно становятся активными участниками различных групп, в том числе и асоциальных. Однако, попадая в искусственно созданные условия со специфической атрибутикой, идеологией подростки все дальше отдаляются от реальных целей, задач и человеческих ценностей. Личность подростка в этом случае формируется под воздействием асоциальных, криминальных групп. Основополагающим для подростков является желание стать частью группы, единым целым и изменить свое внутреннее состояние, в этом заключается суть группового мотива алкоголизации, наркотизации несовершеннолетних. В настоящее время мотивы употребления алкоголя и наркотиков подростками усложнились и расширились. Произошло это в связи с образованием молодежных субкультур, имеющих собственную идеологию, атрибутику.

Подростки ищут понимания и принятия своих чувств, но на фоне наркотизации и алкоголизации происходит формирование искаженного мировоззрения в наркотическом или алкогольном дурмане. В настоящее время сформировалась наркоманическая среда, попадая в которую подростки вовлекаются не только в процесс употребления психоактивных веществ, но и в процесс изменения личностных характеристик. Групповые мотивы употребления алкоголя и наркотиков подростками выходят на первый план, так как у них в отличие от взрослых индивидуальные мотивы менее выражены. Желание употребить наркотик появляется у подростков только в случае, когда собралась привычная для этого занятия компания и этот этап длится довольно долго. Особенностью группового потребления наркотика является, то, что даже в отсутствии желания употребить наркотическое вещество подросток, попав в наркогенную среду, соглашается принять наркотик.

В индивидуальную фазу употребления подростки переходят, когда снижены адаптивные возможности, нарушены механизмы личностной защиты (недоверчивость, подозрительность, независимость, обособленность). Это период опасен тем, что у подростков начинается активный поиск наркотика. Подросток может алкоголизироваться или наркотизироваться в группе до тех пор, пока не перейдет на одиночное употребление психоактивного вещества. По данным исследователей, первоначальный групповой мотив употребления наркотического вещества или алкоголя в своей основе имеет эйфорический мотив. Именно «эйфорическая составляющая» делает эпизоды употребления системой. При этом воздействие психоактивного вещества на подростка останавливает его саморазвитие, несформированность которого способствует формированию зависимости.

Следует отметить, что совместная наркотизация, алкоголизация становится группообразующим фактором, т. е. создается «наркоманическая» или «алкогольная» группа на основе присутствия атрибутики алкоголя или наркотиков. Важным становится тот факт, что новые члены группы минуют фазу эпизодического употребления и становятся систематическими потребителями психоактивных веществ. Отвлечение от сомнений и переживаний в трудных ситуациях периодически необходимо всем людям, но не посредством ухода от реальности. В случае же с аддиктами подобное отвлечение становится стилем жизни, когда человек оказывается в ловушке постоянного ухода от реальной действительности. Аддиктивная реализация заменяет дружбу, любовь, другие виды социальной активности. Она поглощает время, силу, эмоции, энергию настолько, что аддикты не могут получать удовольствие от общения с другими людьми, развивать другие стороны личности, проявлять сочувствие, оказывать эмоциональную поддержку даже близким. Следует отметить, что отрицание подростками нормы и морали общественной жизни, подмена их материальными ценностями приводят к нарушению моделей поведения и, как следствие, к развитию аддикции. Активность таких подростков направлена в единственном интересующем их направлении – это поиск очередной дозы.

Во всех остальных сферах жизни – семья, учеба, позитивные увлечения – они проявляют пассивность, переходящую в апатию. Подростки не обладают достоверной, адекватной информацией по поводу реальной опасности, последствий и механизма действия психоактивных веществ, не владеют альтернативными вариантами поведения и поэтому достаточно легко попадают в ловушку наркозависимости и алкоголизации с крайне пагубными последствиями. Следует отметить, что подростку в данном возрастном периоде необходимо овладеть целым комплексом понятийных, эмоциональных и нравственных представлений для формирования адекватных паттернов поведения. С достижением возраста, когда начинается самовоспитание и человек выбирает для себя собственные модели поведения и реагирования, он должен противостоять отрицательному опыту, в том числе и отрицательному опыту своей семьи. В результате исследований многих авторов показано, что подросток, склонный к аддиктивному поведению, к этому не готов. Несовершеннолетних данной группы характеризует инертность, пассивность, конформизм, гедонистическая направленность жизни, все это приводит к тому, что формируется личность недостаточно развитая, отличающаяся поверхностными желаниями, не способная противостоять предлагаемым соблазнам, носящим потенциальную опасность. Безусловно, стремления к подражанию, получению удовольствия присущи всем людям, но «эти качества в подростковом возрасте и с учетом внешне средовых влияний оказываются патогенными» (И. Н. Пятницкая, 2008). Важно, чтобы подросток мог воспроизводить прошлое и представлять будущее не негативно, а исключительно позитивно. В случае с приобщением подростков к алкоголю нет «актуального сплава» прошлого и будущего и нет альтернативы, которая бы более эффективно, чем алкоголь и наркотики, давала бы реальное удовлетворение. Для деформированной субъективной картины жизненного пути характерны завышенный психологический возраст, желание стать взрослым, преждевременная «психологическая старость», в результате которой у личности исчезает интерес к будущему, как к полю позитивной самореализации. Учитывая, многообразие факторов, приводящих к возникновению аддиктивных моделей поведения в подростковом возрасте, крайне важно развивать в обществе культуру здорового образа жизни, обучать этим навыкам детей и подростков, а также создавать необходимые условия (в том числе в семье, в которых будет развиваться гармоничная и свободная от зависимостей личность.

Список использованной литературы:

1. Научно-популярный журнал «Независимость личности»

Исполнитель:

Заведующий кабинетом медицинской профилактики.

Врач психиатр-нарколог КУ ХМАО-Югры «ХМКПНД».

Константин Алексеевич Ковалев.


Возврат к списку