Профилактика подростковых суицидов.

Профилактика подростковых суицидов.

Самоубийство (суицид) — это осознанное лишение себя жизни.

Суицидальное поведение — понятие более широкое и помимо суицида включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления.

К покушениям относят все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента (обрыв веревки, своевременно проведенные реанимационные мероприятия и т.д.). Суицидальными попытками считают демонстративно-установочные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемого им при попытке акта. К суицидальным проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.

А.Г. Амбрумова выделяет самоубийства (истинные суициды) и попытки самоубийства (незавершенные суициды). Бруксбэнк говорит о суициде и парасуициде. Автор определяет суицид как намеренное самоубийство, а парасуицид как акт намеренного самоповреждения, не приводящий к смерти. По мнению А.Е. Личко, суицидальное поведение у подростков бывает демонстративным, аффективным и истинным. Е. Шир выделяет следующие типы суицидального поведения у подростков: преднамеренное, неодолимое, амбивалентное, импульсивное и демонстративное. Первые два типа, по данным автора, встречаются у подростков крайне редко (менее чем у 1 %); третий, четвертый и пятый типы соответственно у 25, 18 и 56,3 %.

В последние годы получили права гражданства такие понятия, как «пресуицид» и «постсуицид». Одни авторы под пресуицидом имеют в виду отрезок времени, предшествующий суицидальному действию; другие — психическое состояние, предшествующее суициду. Большинство отечественных суицидологов под понятием «пресуицид» подразумевают состояние личности, обусловливающее повышенную по отношению к норме вероятность совершения суицидального акта. Подобное разночтение существует и в отношении термина «постсуицид». На наш взгляд, более правильно пользоваться такими дифференцированными понятиями, как «постсуицидальное состояние» и «постсуицидальный период».

В литературе часто встречаются термины «аутотравматизм», «аутоагрессивный акт», которые нередко отождествляют с суицидальными действиями. Если конечной целью аутоагрессивного акта является самоубийство, его следует относить к суицидальным действиям. В то же время нет оснований, например, относить к суицидальным действиям умышленное членовредительство или аутоагрессивные акты людей, находящихся в состоянии психоза.

В современной литературе, особенно западной, широко распространены понятия «аутодеструктивного», или «саморазрушительного», поведения. А.Г. Амбрумова не без основания считает, что существует ряд взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения, крайней точкой которого является суицид.

К саморазрушительному поведению наряду с суицидальным относят злоупотребление алкоголем, наркотиками, сильнодействующими медикаментозными средствами, а также курение, намеренную рабочую перегрузку, упорное нежелание лечиться, рискованную езду на автотранспортных средствах, особенно управление автомобилем и мотоциклом в нетрезвом состоянии. В более широком смысле аутоагрессивными действиями считают некоторые религиозные обряды, сопровождающиеся самоистязанием и жертвами, жестокую эксплуатацию, войны, т.е. все те осознанные ауто- и гетероагрессивные действия, которые приводят к индивидуальному или массовому саморазрушению и самоуничтожению людей.

Подростки чаще всего совершают самоубийства из-за стрессовых потрясений в жизни, например, разрыв отношений с парнем или девушкой, неудачи в школе, развод родителей, сильный семейный конфликт.

Подростки, которые думают о суициде, чаще всего могут:

 Говорить о суициде и смерти в общем

 Говорить о своем «уходе»

 Говорить о чувстве безнадежности или чувстве вины

 Отдаляться от семьи и друзей

 Терять желание от участиях в различных интересным им событиям и мероприятиям

 Иметь проблемы с концентрацией внимания и ясным мышлением

 Перетерпливать изменения в кулинарных предпочтениях и привычках

 Иметь само-разрущающее поведение (пить, употреблять наркотики)

      Подвержены риску суицида дети и подростки с определенными психологическими особенностями:

        Эмоционально чувствительные, ранимые
        Настойчивые в трудных ситуациях и одновременно, неспособные к компромиссам
        Негибкие в общении. Способы взаимодействия с окружающими достаточно однотипны и прямолинейны
        Склонные к импульсивным, эмоциональным, необдуманным поступкам.
      Склонные к сосредоточенности на эмоциональной проблеме и к формированию сверхзначимого отношения.
        Пессимистичные
        Замкнутые, имеющие ограниченный круг общения

 Суицидальное действие совершается, когда человек не видит возможности решения своей эмоциональной проблемы, но и не может не отказаться, не примириться с тяжелой ситуацией. Напряжение становится столь высоко, что снять его кажется невозможным.

Максимальный риск повторного суицида является временной промежуток от 1 месяца до 3 лет.

 Депрессия – одно из наиболее часто встречающихся расстройств душевной сферы. Дословно депрессия переводится как «угнетение», «подавление». Наибольшая опасность депрессии – это возникновение суицидальных мыслей, которые в случае ухудшения  могут перерасти и в суицидальные попытки.

Особенности проявления депрессии у детей и подростков:

        Сниженное настроение – от лёгкой грусти до полного отчаяния. Может наблюдаться печаль, тоска, апатия (безразличие, снижение активности), чувство душевной боли. Проявляется это в грустном выражении лица, частых глубоких вздохах, пессимистичных высказываниях.
        Нарушение сна (затрудненное засыпание, ночные или ранние пробуждения, чуткий, прерывистый сон, либо, очень глубокий)
        Повышенная утомляемость
        Повышенный уровень тревоги, беспокойства
        Возможно повышение агрессивных реакций – конфликтность. Раздражительность. Вспыльчивость
        Снижение иммунитета
        Снижение памяти, работоспособности. Нарушение внимания. Снижение умственных способностей.
        Погруженность в печальные переживания, сниженная самооценка, пессимистическое восприятие будущего.

Причины данного расстройства неоднородны. Лечение, как правило, назначает психотерапевт или психиатр как амбулаторное, так и в стационарное.

Система профилактики суицидального поведения несовершеннолетних в современных условиях должна учитывать имеющийся положительный опыт и вместе с тем новые требования общества. Она должна характеризоваться:

а) сочетанием государственных и общественных начал, сил и ресурсов в этой деятельности;

б) сочетанием четырех задач: воздействие на личность, среду, деятельность субъектов воспитания и профилактики, общественное мнение;

в) распределением функций между отдельными участниками профилактической деятельности;

г) определением сферы применения мер воспитания, обеспечения нормальных жизненных условий, социальной помощи и собственно профилактики, включая правовые ее формы;

д) оздоровлением среды и оказанием помощи несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания, еще до того, как отрицательное действие этих условий существенно скажется на поведении таких лиц (этап ранней профилактики);

Воспитание и профилактика - взаимодействующие, но не тождественные сферы; поэтому, в частности, нельзя ожидать от образовательных учреждений решения общевоспитательными средствами задач, которые требуют специализированных средств.

Любую проблему легче предупредить, чем бороться с её последствиями. Тем более, если это касается жизней детей и подростков. Родителям и педагогам в первую очередь стоит расширить свои собственные познания в этом вопросе, докопаться до истинной причины, подталкивающей детей на самоубийства. Это, в свою очередь, поможет подобрать наилучшие способы подхода к ребёнку, чтобы помочь ему справиться с навязчивыми суицидальными мыслями. В наших руках, жизни наших детей!

Исполнитель:

Заместитель главного врача по поликлинической работе

Врач – психотерапевт, психиатр-нарколог

Р.М. Щербич


Возврат к списку