Кооперирующий признак в здравоохранении – основное условие поступательного развития общества.

Кооперирующий признак в здравоохранении – основное условие поступательного развития общества.

Цивилизация людей, в отличие от стадности животных, сформировалась благодаря высшей нервной деятельности с ее кооперирующими целями и задачами, как минимум для вида и максимум для биосферы - т.е. на планетарном уровне.

Кооперирующие процессы жизни: рост, увеличение, размножение направленные на улучшение видового состояния позволяют доминировать в среде или, как минимум, отстаивать видовую экологическую нишу. А вот конкуренция - это столкновение особей, обусловленное, прежде всего, наличием проблем на подкорковом уровне. Внутривидовая борьба в природе подавляется естественно. Например, каннибал, из среды высших животных, не живет долго в системе видовой или экологической ниши, или через распространение своего генотипа ведет к вырождению всего вида. Возводить тем самым борьбу в ранг обязательного, естественного, нормального в условиях разумного вида, исполнять нездоровое мнение о пользе конкуренции или ура-патриотизма в рамках нищеты многих миллиардов и процветания «золотого миллиарда», по меньшей мере, нелогично.

Конкуренция чаще порождает деструкцию в любом ее проявлении в любой области знания. Кооперирующие явления менее деструктивны, это касается, прежде всего, здравоохранения, как одного из основных способов сохранения человеческого вида. Именно кооперирующие действия здравоохранения обеспечивают сегодня, в условиях растущей социальной энтропии, надежду на сохранение вида, вне техногенной мутации или социальной деградации.

Одномоментное существование и конкуренции и кооперации предусматривается современными синергетическими концепциями на микро и макроуровнях мироздания. Устойчивый универсализм некоторых связей – исключительное проявление человеческого разума и гуманистической этики.

Скорость динамического изменения системы «конкуренции-кооперации» в здравоохранении находится в зависимости от условий существующих проблем действительности. В больших географических масштабах на протяжении как минимум 50-ти лет наблюдается неустойчивая экологическая и демографическая ситуации. Такими территориями являются около 75 % всей заселенной людьми поверхности Земли, а сегодня не менее 80% территории России. При этом определяется неэтичность конкуренции в здравоохранении или создание условий для экономического и официального идеологического ослабления кооперации, что нередко при морально-этических и интеллектуальных недостатках современного социума.

Сегодня, есть большая неопределенность, связанная со стремлением к удовлетворению материальных потребностей на фоне существования некой идеологии меньшинства, нередко противоречащей здравому смыслу, что не только не искажает определение социума и общественной жизни, но и вступает в прямое противоречие с самим определением жизни человеческого вида на Земле. (Бейтсон Г.,1980).

Навязывание идеи прогрессивности конкуренции во имя процветания меньшинства в некой географической точке ведет к безысходности и катастрофичности в масштабе планеты. Прогноз середины 60-х годов ХХ в. ООН о том, что к 2000г. бедность будет признаком 90 % населения Земли, сбылся уже к началу 90-х годов. Следовательно, как на фоне бедности можно взывать, как это делают сегодня, например, московские чиновники, к конкуренции и предпринимательству в психиатрии, грозящей стать третьим по счету нозологическим комплексом в МКБ? Нетрудно произвести простой логический расчет. В отношении лишь десятой части населения возможна эффективная, платная, и даже сверхдорогая помощь и нередко за счет прочих, как следование витринному кодексу. Законы статистики заявляют о представительности такого числового значения. Что же с остальными? Опять таки с позиции грядущей трансформации МКБ уже к 2020г.? Трактовка «всяк спасается как может» в эпоху перемен, является девизом гарантии отката от прогресса, как, впрочем, и глобализация с монополистическими устремлениями ТНК – гарантия установления жестких рамок для развития и окончания прогресса, а не только для мнений. Биологическая идеология индивидуализма назойливо свидетельствует о том, что психология каменного века, которая еще живет в нас, несет в себе сильную потребность большинства в равноправном образе жизни. Это, де, подтолкнет к протесту (Дж. Палмер. 2000).

… Но вот во что это выльется?

Человек современного типа одновременно существует и в биологическом и в общественном мире, что порождает столкновение в его сущности общественного и индивидуального, кооперативного и конкурентного. По мере увеличения социальной группы все больше и больше времени будет уделяться взаимному уходу. К сожалению, во взаимный уход, который является индивидуальным процессом, может быть вовлечено ограниченное количество особей, что, соответственно, влияет и на величину группы в целом.

Таким образом изобретенная на заре человечества этика и мораль заботы о ближнем позволили человеческим родовым объединениям выжить через дальнейшее кооперирование с подобными себе и занять подходящие для жизни места на Земле. По словам М. Момардашвили, вне кооперации, т.е. в бездне конкуренции, человек может только уничтожать себя подобных (Самсонов А.Л. 2000; Палмер. 2000).

Недостатки активной клинической деятельности во все времена развития медицинского знания и собственно практической медицины пытались покрыть (компенсировать) значительным религиозно-психологическим влиянием культовых сооружений и деятельностью служителей религии, так или иначе приближенных к клиническому сооружению, имеется в виду храмовые больницы, лазареты и госпитали. Сегодня, в условиях новой волны хаотического роста религиозности населения и катастрофического падения уровня и качества образования, в том числе качества образования медицинского. Такой уровень образования порождает специалиста малоразвитого, психически неустойчивого, но настойчивого для перспективы адаптации в мире глобального упрощения. Немаловажно не забывать сегодня о негативном прогнозе и в отношении кооперативности.

В наши дни, в телевизионной дискуссии канала «Культура» «Что делать?» упоминается о пришествии нового витка т.н. «раннего средневековья цивилизации», В. Соловей (МГИМО) говорит о снижении качества этики кооперативного через идеократичность, через глобальный искусственный сдвиг в сторону доминирования в популяции людей регрессивного типа, если угодно схожих с типом людей малокультурного средневекового типа (все имеет социально-биологическую основу, например: снижение потребления белка в основном через десоциализацию). Если в период Возрождения рамка религии была преодолена, то к началу ХХI века религия опять начинает доминировать в сознании и мировосприятии.

Соответственно, качество медицинского обслуживания, проблема сближения медицины и религии могут быть не всегда адекватно оценены особенно тогда, когда религиозная деятельность применяется нарочито неадекватно проблеме оказания помощи и в условиях катастрофического масштаба той или иной нозологии. С другой стороны трактовка «братство» в организации религиозной медицины и «братская» медицинская помощь в храмовых клиниках в условиях глобалистического разрушения связей с целью обезличивания отдельно взятого человека, это последний шанс сохранения символов и этической культуры всей предшествовавшей глобализму цивилизации.

Накопление знаний и средств не было фактором стимуляции глобального кооперирования, просто по мере увеличения численности население становилось фактором активирующим кооперацию (орден тамплиеров с его религиозно-экономической деятельностью в Европе и на Ближнем Востоке, торговые союзы на Балтике (Ганза), торговые республики средневековой Италии, в том числе клан бывших врачей Медичи, (выступавших в качестве идеологических, религиозных и экономических организаторов большинства крестовых походов). Сформировавшиеся организации были уже кооперативными прообразами, зачатками эволюции приведшей к возникновению активных транснациональных корпораций. Это они двигали и перехватывали инициативу в религиозных войнах и первых колонизациях. Они же первыми начинали активную продажу лекарственных препаратов (доставка и перепродажа средства «мумие», мира и благовоний), организовывали первые в средневековом мире больницы-лазареты и госпитали. Транснациональные корпорации Средневековья находясь на острее постоянной борьбы с внешними врагами и конкурентами на рынках более осмотрительно подходят к организации либерализации медицинской помощи – отпускают средства на воссоздание античного медицинского знания и переводы с арабского произведений ведущих, для того времени, ученых медиков и алхимиков Востока. Это был пример того, когда конкуренция породила кооперацию для медицины, а медицина ради достижения социального и клинического успеха выдвинула на первый план решение проблемы экономического кооперирования. Вроде бы прообраз глобалистики, но на ограниченном пространстве все того же Средиземноморья.

Эпоха Возрождения представила миру новую форму экономических отношений - ранний капитализм. Медицина этого исторического периода, несмотря на ее недостатки и слабость, в смысле объема, качества и эффективности оказания помощи, и высокую конкуренцию школ и учений, не говоря уже о конкуренции с идеологическими установками инквизиции, объединяла через использование культуры латинского, греческого и арабского языка уже не тысячи, а миллионы людей. Шла битва с глобальными проявлениями беды – с эпидемиями, и не кооперироваться, не передавать медицинские знания, наверное было невозможно, во всяком случае Европе это точно грозило вырождением. Бифуркация между вырождением и Возрождением прослеживается без труда. Два пути. На истинный привела кооперация сил и средств.

Сегодня, после окончательной гибели социалистической государственной системы, развенчание ее идеологии, основанной на коллективистских началах, рассуждения о конкурентно-кооперативных тенденциях развития современного общества, все чаще сталкиваются как с хвалебными представлениями, так и с негативными оценками доминирующих капиталистических отношений. Картина различного рода оценок демонстрирует проявления от «судороги ужаса» от одного упоминания о капитализме у Ф. Броделя, до возведение в ранг райских кущ и светлого будущего у далеких от жизни постиндустриалистов Белла и Фукуямы.

И, наконец, уже в XXI в., буквально в наши дни, устройство социума капитализма объявляется «обществом мошенников» современным автором С.Г. Пилецким.

Фактор социально-экономических условий проявления кооперации и конкуренции в здравоохранении может стать серьезным моделирующим компонентом для эффективного балансирования системы «конкуренция-кооперация» и не только в здравоохранении. Юрген Хабермас в 60-е -70-е гг. ХХ в., критикуя такие пороки западного общества, как растущая коммерциализация человеческих отношений, как вторжение государства в жизнь индивида, предлагал новые пути совместного развития государств и систем через развитие коммуникативных и дискурсивных демократий. Демократий, дающих возможность не только высказывать меньшинству свое мнение, но и право альтернативным группам на сопротивление и ненасильстивенные действия по отношению к государственным органам. Это борьба за баланс разноименного в социальной среде. Борьба за ненасилие, в том числе в науке.

Ведь насилие же проявляется тогда, когда одна группа лиц или одно лицо считает возможным и естественным такое положение вещей, когда собственные идеи признаются единственно верными (Родионов С.Н. 2008.; Колотуша В.В. 2008).

Первые попытки, новейшего времени, по активному кооперирующему реформированию системы организации медицинских услуг, во благо не бизнеса, но социума, в общественной системе поглощенной бизнесом, относятся к 50-м гг. XX в.. В США происходили процессы деинституционализации, требовавшие использование независимой экспертизы медицинской деятельности, проводимой государственными медицинскими органами. Реформирование в системе деинституционализации наиболее эффективно производилось в психиатрии. Это объяснялись тем, что многие больные, несмотря на экономическое благополучие страны, влачили в государственных клиниках жалкое существование.

Но, реформирование системы за счет снижения коечного фонда не позволила полностью избежать проблемы роста психической заболеваемости, в основном, за счет лиц с запущенными тяжелыми формами психических заболеваний, которые любыми способами избегают психиатрической помощи. Кроме того, существует вопрос «госпитализма», для лиц в возрасте старше 40 лет. Особая проблема – бездомные психические больных, она же но несколько в другом ракурсе, когда 75% всех бездомных имеют тяжелые психические заболевания или расстройства, обусловленные потреблением психоактивных веществ. Общесоциальные условия не позволили эффективно завершить начатое…

Уход, благодаря коммерциализации, от особенной, международной, профессиональной идеологии в медицине, точнее в постиндустриальной медицине и здравоохранении, означал потерю основ медицинской гуманистической науки вообще. Нет гуманистической традиции, как идеологии - нет здравоохранения как такового.

Определенной категорией (объектом) для критики концепции пользы кооперирующего, биоэтического, гуманистического начала медицины в таком случае, можно употребить все, что угодно, вплоть до ноосферного учения В.И. Вернадского или концепции космической разумности К.Э. Циолковского (Демин В.Н. 2005).

Сама сущность медицины направлена на смягчение форм борьбы и конкуренции. Борьба в локальных условиях – это рано или поздно кризис, но кризис локальный. На эту локальность - т.е. «невсеобъемлемость» или их собственную недосягаемость проблемами последствий, по-прежнему, почто религиозно рассчитывают идейные вдохновители «Золотого миллиарда». Расчет на человеческую сомнительность, моральную или психологическую неустойчивость прекрасно определял деятельность политики в последние 2 тысячи лет. Но в условиях глобального существования, при условностях границ тяжелые негативные явления могут распространиться с неожиданной, эпидемической скоростью и тогда «Золотой миллиард» или элита или кто бы то ни было, рассчитывающий на необъяснимую избранность не смогут удержать свой контур устойчивости.

Территориальный монополизм в медицине существует на большей части территории РФ, он устраняет конкуренцию, но, отнюдь не служит кооперации. Позитивизм такого монополизма в том, что он является способом защиты интеллектуального уровня здравоохранения от «влияния Болонской системы», о чем заявляли научные лидеры в РФ (Шупер В.А. 2008). Но, такой монополизм будет позитивным около пяти - десяти лет, затем станет порождением технического, а самое главное научно-познавательного отставания в развитии здравоохранения.

Философия русской медицинской науки еще в XVIII-XIX вв. - т.е. в разгар формирования капиталистического общества зависела от величины западничества в ней. Эта зависимость проявлялась в соответствии со значением принятия и не приятия западного опыта, в том числе, в плане движения от индивидуального к кооперативному и от кооперативного к конкурентному - проблема некой синусоиды устойчивого развития процесса (Щукин В.Г. 1994).

Но и внутри кооперирующей части медицинских отношений шла битва между перспективами построения здравоохранения по принципу монастырской медицинской помощи для народа и военными «шпитальнями» и «гофшпиталями» для выполнения государственных – т.е. стратегических, непонятных большинству населения, задач. Например: история заключения Чаадаева свидетельствует о том, что врачи-психиатры, выходцы из западно-европейских, неправославных систем знания, появившиеся в России, в XIX в. Способствовали своей работой укреплению самодержавной, полувоенной власти Николая I, а также пользовались его особым расположением и государственной поддержкой, в результате чего их количество начало возрастать, но не только в образе частной клинической практики, но и в виде больниц для бедных, чаще в представлявшие собой всего лишь плохие хосписы.

Современный мир связан в единую, пусть неустойчивую систем - цивилизацию. Все объединено слишком сильно. Мир людей разросся до планетарного уровня, но расширение горизонтов жизни оплачивается слишком дорогой ценой (Федотова В.Г., Колпаков В.А. Федотова Н.Н. 2008г.).

Рост конкуренции внутри глобально смоделированной, «кооперированной» цивилизации чреват для нее скорым уничтожением.

Л.Н. Гумилев утверждал, что социальные взаимоотношения капиталистического сообщества в рамках ТНК (подгонка социальных и моральных ценностей под интересы ТНК), разрыв, таким образом, интересов, следовательно, взаимосвязи поколений) будут переходить в фазу медленного вымирания общества. Второй частью сценария, уже по Ю.А. Горскому, станет растущее давление антропогенных факторов на биосферу, что породит резкое и стремительное ухудшение экологической обстановки и резкое ухудшение показателей здоровья (психического в особенности), среды и вида Homo sapiens. (Горский Ю.А). Происходить это будет на фоне попыток улучшить собственную экологию развитыми европейскими странами за счет других, через экономический диктат (буквально обдирание) стран третьего мира и вынос туда «грязных» производств и утилизации отходов производства и энергетики (Валянский С.И. 2005). «На беду власть не принадлежит разумным людям и сами они слишком часто не выказывают готовности приносить себя в жертву…Власть иногда можно захватить без насилия, но никогда без обмана…» (Дж. Оруэлл. 1987, Д. Бернем 2011).

Можно быть каким угодно удачливым политиком, но забывать сегодня о том, что здравоохранение это нечто совсем другое, не менее важное нежели металлургия, нефтедобыча и оборонная промышленность, значит иметь колоссальный пробел в образовании, что сегодня, по меньшей мере, уже не распространенный признак «воспитания» по правилам цивилизации существующей в духе угодном ТНК, а свидетельство недееспособности и серьезной формы безответственности.

В России конкуренция, в том числе в здравоохранении отбеливалась в СМИ и кино с середины 80-х и все 90-е годы ХХ в. Приводилась масса доводов, которые не имели значимых проверочных систем (например: DOTS, добровольное медицинское страхование). Но, здравый смысл в понимании конкуренции как социально-энтропиийного фактора, продолжал существовать. Этот здравый смысл встречается в трудах не только отечественных, воспитанных на достижениях социализма, авторов, но и в работах западных философов. Ортега-и-Гассет Х. в «Этюдах об Испании» указывает на важность того, чтобы отдельная группа (лидеры системы или популяции) «не забывали об остальных и разделяли их жизнь». Человек по этому автору «должен преодолеть сложную дилемму: либо «все как один», либо «каждый за себя и против всех» (Ортега-и-Гассет Х. 1994).

Необходим третий путь – учитывать интересы других, заведомо, не отказываясь от своих собственных в системе общественных отношений (Зеньковский В. В. 2001.) Это будет и тем, что исключит разрушение медицинской науки, ее структурной идеологии, этики, практики и соответственно сможет сдержать распространение в обществе чрезвычайно деятельных чудотворцев. Даже главная задача аксиологии науки, с позиции проблемы «кооперации-конкуренции» это создание новых универсальных подходов к кооперирующим позициям: Благо, Истина, Добро, Справедливость, Красота, Польза, с учетом возможного эффективного влияния на меняющиеся социально-политические, экономические и прочие условия в социуме (Лебедев С.А. - 2009)

Список использованной литературы:

Валянский С.И. За какие идеи мы умираем - М.; Алгоритм.-2005.-512с. – С15)

(Философская антропология (под ред.проф.Лебедева С.А)-М.;ИКЦ.-«Академкнига»-2005.-423с.-С.-15);

Федотова В.Г., Колпаков В.А. Федотова Н.Н. Глобальный капитализм: три великих трансформации. Социально-фил. Анализ взаимоотн. Экономики и общества// Вопр.фил.2008-№8.-С.7).

Самсонов А.Л. На пути к ноосфере.// Вопр.филос.№7.-2000.-С.53;

Дж. Палмер. Эволюционная психология. С.122). Существуют пути связанные с современными парадигмами

Шкловский И.С. О возможной уникальности разумной жизни во Вселенной //Вопросы философии, 1976, N 9. С. 80-93; Троицкий В.С. Почему не обнаружены сигналы внеземных цивилизаций? //Земля и Вселенная, 1981, N I, С. 62-65.

Покровский Г.И. К вопросу о реальном существовании в космосе объектов, являющихся оболочками из орбитальных колец, окружающих звезды //Труды VII Чтений К.Э.Циолковского. Секция "Проблемы ракетной и космической техники". М.,1974. С. 73-77.;

Шупер В.А. Россия в глобализованном мире: альтернативное развитие//Вопр.философии.-2008.-№12.-С3-4)

Демин В.Н. Циолковский. ЖЗЛ. М.-Молодая гвардия.-2005.-С.54-51

Щукин В.Г. На Заре русского западничества// Вопр.философии.- № 7-8.-1994.-С.135

Дж.Оруэлл. Джеймс Бернем и революция менеджеров. С.383

Дж.Оруэлл. Лев и единорог

(Зеньковский В. В. «История русской философии». -2001. -С. 88.)

Лебедев С.А. Предмет и структура современной философии// Вестник Моск. Универ. Сер.7.Философия.-2009.-№3.-С.77.)

(Ортега-и-Гассет Х. в «Этюды об Испании».-Киев.-1994.-С.49.)

Родионов С.Н. Насилие в интеллектуальном мире: постмодернистский дискурс и «риторика» власти//Вестник Моск. Универ. Сер.7.Философия.-2008.-№6-С.22.;

Колотуша В.В. Понятие силового принуждения Вестник Моск. Универ. Сер.7.Философия.-2008.-№6.-С.13)

Исполнитель:

Кандидат медицинских наук

Врач – методист ОМО

Олег Матвеевич Фоминых


Возврат к списку