Созависимая семья

Созависимая семья

Как показывает практика, формированию той или иной формы зависимого поведения предшествует какая-либо дисфункция семьи. В современном мире с проблемой зависимости все чаще сталкиваются семьи, которые со стороны кажутся вполне благополучными, где нет насилия, жестокости, злоупотреблений, а есть хороший материальный достаток и обеспеченность.

Семья – это место, где мы получаем первую психотерапевтическую помощь в виде безусловного принятия и безусловной любви. Семья, там этого нет, становится первопричиной формирования болезненных нарушений. Семья не может быть нейтральна, она либо оздоровляет психику человека, либо ее деформирует.

В наше время попробовать наркотик проще, чем отказаться от этого. Есть ли у вас уверенность, что ваш ребенок сможет устоять в такой ситуации, сможете ли вы найти нужные, подходящие слова, правильную интонацию, что бы донести суть происходящего, помочь принять правильное решение, помочь пережить без наркотиков такой сложный подростковый кризис? И как бы ни было трудно сладить с подростками, как бы ни казалось, что они «совсем отбились от рук», семья остается для них очень важной, определяющей их жизнь структурой. Это принципиальный момент и в профилактике, и в лечении зависимости.

Быть родителями не учат и часто в самом важном в жизни деле – воспитании потомства, мы руководствуемся случайными соображениями. Каждый имеет свои воспитательные принципы и многие из нас относятся к этим принципам некритично. Если же ребенок не хочет соответствовать нашим представлениям о том, каким он должен быть – значит с ним что-то не так, значит он плохой.

Вот некоторые наиболее важные семейные проблемы, порождающие зависимости:

  • Ригидная семья, построенная по жестким правилам армейского образца. В ней безоговорочно лидирует один из членов семьи, жизнь строго регламентирована. Подросток же, стремясь к свободе любой ценой, находит ее подобие в наркотике.
  • Эмоционально холодные семьи. При том, что семья формально вполне благополучна, члены такой семьи не испытывают комфорта, тепла в отношениях, нет взаимности в чувствах.
  • Неполная или распавшаяся семья. К сожалению, часто ребенок после развода попадает под перекрестный огонь проблемных отношений родителей, оказывается в ситуации манипуляции взрослых.
  • Эмоционально холодная мать, излишне строгая, требовательная, жесткая. Особенно сложно мятущейся душе подростка нуждающейся в принятии и поддержке, если оба родителя придерживаются этих правил. К сожалению понятия «правильно - неправильно», «хорошо – плохо» подросток принимает не логикой, а эмоциями, и он разделит ценности тех людей, с которыми ему лучше.
  • Но и противоположная ситуация полный конформизм родителей, готовность идти на поводу у подростка тоже разрушительна. Часто такое допускают родители, не чувствующие внутренней силы противостоять давлению взрослеющего ребенка. И как результат, в этой ситуации со стороны подростка появляется недоверие и даже неприязнь к потакающему ему всеми способами родителю. Подросток привыкает к выполнению любой прихоти и к собственной безответственности.

В дисфункциональных семьях часто обнаруживается эмоциональная отчужденность членов семьи друг от друга. Семейное общение ограничивается лишь ведением совместного быта. Интерес к делам других членов семьи, их потребностям и интересам формальный. Или же другая крайность, с чрезмерной прозрачностью психологических границ, незащищенностью интимного пространства, неуважением к суверенитету личности, здесь нет права на личную тайну, на самостоятельное решение. Но подросток крайне нуждается в пространстве свободы, в пространстве собственных решений.

Большие проблемы создает для ребенка невротизация родителей. Тем, что сами невротики, как правило, демонстрируют зависимое поведение, с другой же стороны, они нуждаются в том, чтобы близкие ему люди зависели от него. Невротическая личность боится свободного состояния близких, потому что в собственные возможности удержать рядом с собою свободного человека не верит. Как результат невротики неосознанно выстраивают свое воспитательное поведение так, чтобы эту зависимость в близких формировать и поддерживать. Если в человеке воспитывать стереотип зависимого поведения, то он обязательно попадет в какую-нибудь зависимость: нехимическую (азартные игры) или химическую (алкоголь, наркотики). Подростки в проблемных семьях очень остро, болезненно реагируют на семейные проблемы, при том что сами понимать и оценивать свои психологические состояния не умеют в силу возрастной незрелости. Подростку трудно разобраться, почему он испытывает какое-то чувство, он затрудняется объяснить от чего испытывает дискомфорт. А дискомфорт, связанный с семейными неурядицами, подросток объясняет для себя тем, что плох весь мир, плох он сам.

Бывает, что семейный конфликт на поверхности, и недопонимания и ссоры не скрыть от окружающих, но чаще конфликт скрыт не только от посторонних, но не очевиден и для самих членов семьи. Стоит отметить, что скрытое неблагополучие в семьях, на самом деле проявляется. Оно проявляется в слабо мотивированном изменении отношения подростка к учебе, к родителям, в его протестных реакциях, в периодически появляющемся напряжении в семейных отношениях, в ощущении недостатка уюта.

Все эти явления возникают и в здоровых семьях, но там они переживаются более легко и быстро и не приводят к эмоциональному напряжению. Но в семье дисфункциональной они приводят к необратимым последствиям. Поэтому основная задача в профилактике зависимостей у подростков – восстановление здорового микроклимата семьи.

Список используемой литературы:

· Сосновский, Д. Статья: «Семья наркомана» [Электронный ресурс] /Д. Сосновский. – Электрон. текстовые дан. – Москва: – Режим доступа: http://www.satory-rnc.ru/biblioteka/statji/semya-narkomana.html

· Сосновский, Д. «Наркомания рождается в семье. Наркомания – семейная болезнь. И она на пороге» [Электронный ресурс] /Д. Сосновский. – Электрон. текстовые дан. – Москва: – Режим доступа:http://drsosnov.ru/Semja_i_narkom.html

Медицинский психолог диспансерного отделения В.Н. Смирнова


Возврат к списку