Дневник Игромана

Дневник Игромана Эта статья написана на основе анализа обращений несовершеннолетних за 2015-2016 год в кабинет медицинской профилактики бюджетного учреждения ХМАО-Югры «Ханты-Мансийская клиническая психоневрологическая больница», по вопросам игровой зависимости, на примере игры «DotA».

В современном мире, в эпоху компьютеризации, все большую популярность набирает так называемый виртуальный досуг. За последние два года среди распространенных проблем можно все большие масштабы приобретает зависимость от компьютерных игр, в частности от «DotA». Этот феномен особенно актуален для молодежи.
DotA — командная тактико-стратегическая игра с элементами компьютерной ролевой игры. Каждый игрок управляет одним героем, и некоторым количеством дополнительных существ. В зависимости от успешности своих действий игрок получает опыт, открывает новые способности своего героя, и деньги, которые тратит на покупку различных предметов. Основная задача игры — уничтожить вражеский лагерь, защищённый башнями. Игроки контролируют только своего героя (и, возможно, несколько призванных или захваченных существ); героям помогают юниты, управляемые компьютером, которые называются «кри́пы» - [1].
Наблюдая за современными игроманами, можно с точностью сказать, что проводя свой досуг, они полностью погружаются в виртуальную реальность, теряя при этом интерес ко всему происходящему вокруг. Такой вид компьютерной игры, как world of tanks, DotA, и многие другие компьютерные сетевые игры является современной разработкой, которая проводится в режиме реального времени и круглосуточно.
Многие могут считать, что привязанность к компьютерной игре является чем-то надуманным и не серьезным. Однако, тут важно понимать, что отсутствие физических воздействий вовсе не означает, что человек находится в безопасности. Порой «безобидное» увлечение может оказывать серьезное влияние на личную жизнь, отношения с окружающими, успехи в работе или учебе. Отсюда следует, что, привязанность к компьютерным играм можно считать настоящей серьезной патологией.
«Изначально я не понимала, как в эту игру можно играть. Людей, которые играли в Доту я называла задротами, ведь они часами сидели за компьютером, играя и играя, а в ответ говорили: «попробуй сама и поймешь». Испытывала я тогда больше непонимания, чем призрения или что-то в этом роде. Но потом задротом называли и меня» [2]
Возникновение такого феномена, как игромания, во многом зависит не от пола или рода деятельности человека, а от самой личности. Зачастую реальная жизнь таких людей выглядит очень серой и не привлекательной. Это объясняется, в первую очередь, тем, что эти лица обладают некоторой замкнутостью, нерешительностью, испытывают дефицит в реальной жизни. Их зависимость от компьютерных игр — это результат большого стремления к реализации себя, как личности. Привязанность к подобным игровым ресурсам возникает у тех, кто испытывает трудности личного характера. С помощью виртуальной реальности люди пытаются «сбежать» от своих проблем.
«Все началось с двух парней, одноклассников С. и Д. Они много говорили мне о том, что начав играть в Доту, все пацаны будут за мной бегать, они предложили помощь в обучение этой игры. Я обрадовалась, что вот, это же классно, когда девушка играет в игры. Первые 100 часов, они не поленились и играли со мной против ботов (компьютерные персонажи). Иногда мы пытались играть с людьми против людей, и каждая игра заканчивалась поражением» [2]
Подростки и дети по своей природе очень восприимчивы ко всему новому. Поэтому очень легко вовлекаются в игровые зависимости. Их нервная система еще не достаточно устойчива, имеет слабые волевые процессы.
Надо сказать, что специалисты, давно занимающиеся изучением процессов компьютерной зависимости, выявили, что люди, которые увлечены виртуальными играми отличаются высокой степенью агрессии, несдержанности и даже жестокости.
«Я психовала из-за каждой смерти, из-за того, что я не могла разобрать какие вещи покупать, какие именно персонажи по роли мне подходят. Я днями и ночами зависала в Доте. Я поняла основные сборы персонажей, поняла, что по роли мне подходят Саппорты - это персонажи, от которых многое зависит, хотя все думают наоборот» [2]
Привязанность к компьютерным играм происходит в несколько этапов. Первый этап можно обозначить, как познавание: сначала человек узнает что-то новое для себя, затем увлекается. На этом этапе еще не проявляется зависимость. Дальше идет серьёзное увлечение досугом. Человек тратит почти все свободное время на игру. У игромана возникает желание большего погружения в виртуальную реальность. Заболевание в виде зависимости от компьютерных игр начинает проявляться, когда человек теряет контроль над временем и полностью сосредотачивается на игре. На этом этапе исчезает чувство реальности, человек становится заложником виртуальной реальности. При любом отрыве от компьютерной игры появляется агрессия и конфликты с окружающими.
Привязанность к игре имеет свои симптомы. Например, психологические: возникает чувство радости при ожидании или непосредственном контакте с компьютерной игрой; теряется контроль над временем; появляется желание увеличить время игры; может возникать депрессия от отсутствия возможности поиграть; в игру вкладываются денежные средства, причем в немалом количестве; неминуемо возникают проблемы в общении с окружающими людьми.
Пример погружения в виртуальную реальность: «Саппорт покупает курьера (персонаж, представленный в виде животного, который приносит вещи по всей карте), аппает ее (кура передвигается по карте быстрее), не забирает фарм у керри, всегда есть варды (просветы на карте) отдает ФБ (первая кровь, за нее дают очень много голды иначе денег), отдает руны. Керри, да, они тоже играют значительно большую роль в игре, от них зависит, выиграет ли команда или же проиграет. Главное это собрать все 6 слотов и ломать лица (убивать врагов). Естественно мне приятно, когда меня хвалят за то, что я хорошо саппортила, за то, что всегда были варды, кура, отдавала фарм, я испытывала радость». [2]
На физическом уровне привязанность проявляется: сухостью в глазах, ухудшением зрения; исчезновением аппетита; нарушением режима сна и его качества; неряшливостью внешнего вида.
Для предотвращения появления проблем от игровой зависимости необходимо соблюдать некоторые рекомендации:
1. Серьезно воспринимать данное увлечение, наряду с другими формами зависимости, эта не является исключением. Нередки случаи смертельных исходов.
2. Если возникла игровая зависимость, надо попытаться выявить причины её развития. Чаще всего это вызвано проблемами с близкими людьми.
3. Близким людям следует отнестись более внимательно к такому человеку, ведь он испытывает трудности и проблемы и, таким образом, нуждается в поддержке как никогда.
4. Время за компьютером ребенка следует ограничить. В возрасте до 10 лет продолжительность не должна превышать 45 минут в день. Дети до 13 лет могут увеличивать периоды до двух раз по 45 минут. Дети старше 15 лет — 3 раза по 45 минут.
«Каждая игра была выиграна, игра за игрой, победа за победой. Много волнения. Союзники, узнавая, что я девушка, добавляли в друзья, звали с собой играть, не важно каких возрастов, от 15 до 20. Все это вызывало мотивацию играть дальше, тренироваться на скиллах и все такое, чтобы в дальнейшем стать лучшим игроком и возможно соревноваться в турнирах. Первая девушка, которая бы соревновалась в турнирах- это была бы я - вот это Да!. Но так было изначально. 22.06.2015 - 7:21 - Играю около 5-6 месяцев, 852 часов в игре, это очень много для 5-6 месяцев» [2]
Любое патологическое увлечение требует лечения. В этом случае работа над зависимостью потребует значительных усилий, времени, а главное – желания самого игромана. Только осознание проблемы помогут избавиться от привязанности к игре.
Через год после проведения коррекционной работы: «Сейчас мне даже лень играть в нее. Не важно за кого я играю, за керри или за саппорта, не важно хвалят меня или нет, добавляют в друзья или нет, мне все равно. Но весело бывает тогда, когда мы с лучшей подругой, то есть с Аленой начинаем играть по фану, иначе сливать игру. Смешит то, когда люди начинают злиться и орать в микрофоны оскорбительные слова, забавно даже то, что говорят одно и тоже, в любой игре. Так что сейчас мне не очень интересно играть в эту игру» [2]

Исполнитель:
Медицинский психолог кабинета медицинской профилактики
БУ ХМАО-Югры «ХМКПНБ»
Ольга Анатольевна Шарыпова

Список использованной литературы:
1. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - http://wikipedia.org. - (дата обращения: 21.06.2016).
2. Из архива сочинения пациентов

Возврат к списку