1 сентября без стрессов и переживаний: советы психолога

1 сентября без стрессов и переживаний: советы психолога Сентябрь – пора школьной деятельности и конец беззаботности теплых дней. Первоклашки с большими бантами и нарядными букетами спешат к неизведанному зданию, держась маленькими ладошками за своих волнующихся родителей. Вот шагают дети постарше: кто нервной поступью, ожидая будущую тяжесть гранита науки, кто нетерпеливой припрыжкой, радуясь встрече с одноклассниками, кто уверенно и бодро, в память о прошлогодних заслугах. Ребята разные - спокойные, серьёзные, хулиганистые, беспечные, милые, забавные, задорные и непоседливые. Первое сентября, торжественный и значимый праздник, как для первоклашек, так и для старшеклассников. Неслучайно психологи, собирая психологический анамнез, уточняют, как прошел первый день в школе, что запомнилось больше всего, какое настроение, эмоции при этом испытывали, ибо это и есть символический переход к взрослой, самостоятельной, организованной жизни.
На фоне торжества и праздника, свежих благоухающих цветов ощущается тревога беспокойных мам, пап, бабушек и дедушек. Волнение читается на лицах родителей, в уголках глаз. Кто вполне осознано, кто, чувствуя лишь в замысловатых недрах души, задают себе вопрос: «Каким окажется этот учебный период?» Больше всего волнений, конечно, у родителей детей, кто впервые переступает порог альма-матер. «Сможет ли мой ребенок быть успешным в школьной программе?», «Будет ли ему легко или тяжело в учебном процессе?», «Как изменится наша семейная жизнь с привнесением в неё домашних заданий?», «Кто будет заниматься с ребенком физикой, ведь я в ней не силен?», «Избежит ли ребенок школьной травли?», «Удастся ли нашему чаду подружиться с другими ребятами?»
Психологическая травма – вот что часто испытывают родители, отправляя своих отпрысков «первый раз в первый класс». Кто-то - в большей степени, кто-то - в меньшей. Часто «предки», особенно мамы, испытывают различного рода дисфории: снижение настроения, расстройство сна, аппетита, непонятного беспокойства и чувства смятения. В отдельных случаях возникает ипохондрия, тоска, невозможность сконцентрироваться на текущих делах, чрезмерное волнение, вплоть до панических атак. Почему так происходит? Рассмотрим подробнее.
Ситуация 1. Очень часто подобная симптоматика наблюдается у мамы и ребенка, которые находятся в слишком тесной симбиотической связи
Мама слишком заботливая, теплая, понимающая и принимающая, живет нуждами и чаяниями детей, со стороны выглядит как идеальная, нередко вызывая чувство неудовлетворенности собой у «обычных» мам. Мама просто не готова отпустить сына или дочь в собственное плавание, потому, что очень нуждается в таком тесном присутствии близкого другого. Но почему ребенок должен обслуживать эмоциональную незрелость своих родственников? Психологи, часто задают следующие вопросы при таком виде устройства отношений: «Зачем маме нужно находиться настолько близко к ребенку?», «Какие у мамы виды деятельности вне семьи?», «Какие у мамы отношения с папой ребенка?», «Зачем маме нужно удерживать дитя рядом с собой?» и другие. Очень часто оказывается на практике, что такая взрослая женщина находится в конфликтных ситуациях со своим мужем, получает эмоциональную поддержку от ребенка, которую ей следовало бы получать более подобающим способом. Ребенок не может являться другом мамы, его место другое, иерархически более низкое, и не стоит нагружать его своими треволнениями.
Выход: Наладить собственные отношения супружества. Больше давать свободу детям, тогда и отпадет необходимость в «приклеивании» к собственным «цветам жизни».
Ситуация 2. По-особенному ведут себя родители, имея тип личности – тревожно-мнительный
Такая акцентуация характера характеризуется неуверенностью в себе и в завтрашнем дне, пониженным фоном настроения, невысокой самооценкой и постоянным переживанием различных страхов, даже если в них нет никаких реальных опасений. Понятно, что столкнувшись с новой ситуацией – походом в школу, такой человек просто «обязан» испытать сильнейшую тревогу! Успеваемость и уровень социальных контактов у ребяток с такими сородичами будут ниже среднего, развитие разнообразных фобий почти гарантировано.
Выход: Обратитесь к специалисту, если относите себя к данному типу личности. Опытный психолог поможет освободиться от накопившихся эмоции, снять излишнее беспокойство, «выпустить пар». Чаще рисуйте, выплескивайте на бумагу свои переживания, придавайте им соответствующую окраску. Выражайте свои эмоции через мелодичное пение. В период излишней тревоги совершайте стереотипные монотонные действия: мытье посуды, ритуалы, медитации. Хорошо себя зарекомендовали такие виды спорта как плавание, йога, пилатес. Задайте себе вопросы: «Для чего мне нужна моя тревога? Какую выгоду я получаю, излишне беспокоясь? В чем состоит мое удовольствие от этого?»
Ситуация 3. Личный школьный опыт
Если в школе вы были «белой вороной», личная история будет оказывать на вас давление. Отправляя отрока в школу, вы, невольно, оказываетесь в ситуации «давно минувших лет». Понять ваше беспокойство можно, но насколько это актуально в данное время, насколько применимо к вашему ребенку?
Другой важный момент личной школьной истории состоит в том, что вы, например, являлись отличником в школе или всеобщим любимчиком. Ожидания в этом случае от собственного ребенка могут быть неоправданно высоки. Чувство растерянности и крайняя степень удивления от такого вполне, казалось бы, «закономерного» успеха ребенка, который не подтвердился, застают родителей врасплох. Возникает ощущение, как будто, «не сходятся пазлы». В таких моментах дети очень уязвлены, ведь часто родители, пытаясь подогнать ребенка под собственный стандарт, применяют к нему наказания, порой, к сожалению, физические.
Выход: С точки зрения системной семейной терапии, начало школьного обучения является нормативным кризисом для семьи. Это период внешней оценки, оценка фактически ставится родителям, за то, как они выстроили функционирование своей семейной системы. Успех или неуспех ребенка во «взрослой жизни» - является зеркалом внутрисемейных отношений, критерием удачно или дисфункционально выстроенных коммуникаций. Перестроилась ли семья на новый уровень, и насколько благоразумно взрослые перераспределили внутрисемейные роли.
Но не все так страшно. Просто надо подготовиться, разложить все по полочкам. Соберемся, глубоко вздохнем. Прежде всего, режим. Летом малыши или на даче или на море спят до обеда и ложатся за полночь. За месяц старайтесь перевести его в школьный режим. Постепенно ложитесь раньше, так чтобы к первому сентября не было проблем с пробуждением. Отдых - за три четыре дня перед началом учебного года не устраивайте ребенку шумных мероприятий, поездок на дачи, походов, создайте спокойную обстановку дома. Пусть отдыхает, гуляет в своем дворе, читает книжки. Дадим организму подготовиться перед самым важным событием в этот возрастной период жизни. Школа - проведите ребенка по коридорам школы, покажите класс, в котором он будет заниматься, или, если вы еще точно не знаете номер кабинета, проведите экскурсию по этажу. Загляните в столовую, в спортзал в раздевалку, самое главное не забыть про туалет. Так ребенку будет спокойней и он не потеряется в школьных лабиринтах. Знакомство с учителями: познакомьтесь, по возможности, с учителем, зайдите поздороваться, обычно к началу учебного года педагоги уже на месте. Вашему сыну или дочке будет комфортнее, если он или она уже знакомы с учителем. Да и преподаватель будет знать вашего ребенка. Выучите дома имя отчество педагога.
Предупредите учителя об особенностях вашего малыша, будь то аллергия, или стеснительность, а может он панически биться собак. Так и вам будет спокойнее.


Пресс-служба БУ ХМАО - Югры
«Ханты-Мансийская клиническая
психоневрологическая больница»

Возврат к списку