Если ребенок не хочет идти в школу – советы врача-психотерапевта Екатерины Смирновой

Если ребенок не хочет идти в школу – советы врача-психотерапевта Екатерины Смирновой

Примерно 3% направлений к детскому психиатру представляют собой отказ посещать школу с сопутствующей тревогой или печалью. Такое явление обозначается, как «отказ от школы». Важно помнить, что это не диагноз, а предъявляемая жалоба, которая может отражать множество проблем самого ребенка, семьи или школьной системы. Стоит так же отметить, что отказ от школы бросается в глаза, потому что мы живем в обществе, где школьное обучение особенно цениться и является обязательным.

Отказ от школы достигает пика трижды: в начале обучения, после перехода в другую школу (ступень) и в 13-15 лет. Несмотря на то, что младшие школьники часто выражают нежелание ходить в школу, обычно родители могут переубедить их. «Успешный» же отказ от школы встречается среди старших школьников – отчасти потому что их труднее заставить против воли. Данное явление одинаково распространено у мальчиков и девочек. Ребенок либо отказывается ходить в школу, либо отправляется туда, но возвращается домой (не дойдя до школы). В некоторых случаях дети явно выражают, что боятся покидать дом. В других случаях отказ принимает «соматическую» маску (жалобы на головную боль, боли в животе, недомогания перед отправлением в школу или сразу по приходу на уроки).. Родителям бывает сложно провести различия между физическим заболеванием и отказом от школы «с соматической маской», т.к. подлинные заболевания могут усугубляться стрессом, связанным со школой. Попытки сломить сопротивление и заставить ребенка посещать школу натыкаются на слезы, мольбы, вспышки гнева или физическое противодействие.

Отказ от школы может начаться внезапно или постепенно. При этом ребенок все настойчивее выражает нежелание ходить на учебу и не посещает все больше и больше дней каждую неделю. Часто имеют место кристаллизующие факты, например, замена учителя, переход в новую школу, потеря друга или болезнь. В подростковом возрасте начало чаще бывает скрытым, с постепенным отходом от активной деятельности в группе сверстников, раньше доставлявшей удовольствие. Начало отказа или его рецидив особенно часто встречается после пребывания вне школы вследствие праздников или болезней. Отказ от школы, как правило, является следствием сочетания детского нежелания посещать школу и родительской неспособности (нежелания) мотивировать ребенка туда идти. Он может быть проявлением разных психических расстройств, приводящих и к другим симптомам, и эти дополнительные симптомы дают полезные ключи к пониманию природы отказа от школы. Например, если ребенок отказывается ходить в школу из- за тревоги, связанной с разлукой, он может так же отказываться находиться в кружках и на днях рождения. А если отказ обусловлен страхом, что над ним будут издеваться, он может с радостью посещать другие учреждения. Симптомы печали и безнадежности, даже когда ребенка не принуждают посещать школу, позволяют полагать, что в основе лежит депрессивное расстройство. Иногда отказ от школы – результат специфической фобии, связанной со школой или дорогой туда (специфическая фобия путешествия, боязнь хулиганов, определенного учителя или конкретного предмета). Довольно редкой причиной отказа от школы у подростков является психотическое расстройство.

Зачастую, усугубляют положениесемейные факторы. Плохая организация и слабая дисциплина дома: может проявляться в общем недостатке домашних правил, чаще встречается, если отец неэффективен или отсутствует. Чрезмерное эмоциональное участие в жизни ребенка: например, мать может беспокоиться о том, чтобы не расстроить ребенка и не вызвать его неодобрение своей твердостью; мать может чувствовать себя более счастливой или более защищенной, если ребенок весь день рядом с ней. Такая ситуация встречается чаще, если ребенок рожден раньше срока, выжил вопреки ожиданиям врачей или имеет тяжелое соматическое расстройство. На групповом уровне у школьных отказников – средний интеллект и способности к учебе. Проблемы с учебой могут присутствовать, но обычно они не главные факторы. Что касается личности, ребенок может быть довольно тихим конформистом, иметь относительно не много друзей и легко сдаваться при мелких неудачах. Часто имеется история предшествующих трудностей при первом поступлении в детский сад или школу.

Детей, отказывающихся от школы, следует дифференцировать от прогульщиков. Первые не делают из своих поступков секрета: родители знают, где их ребенок. Прогульщики не ходят в школу, чтобы заниматься альтернативными делами без разрешения родителей; в большинстве случаев проводят время в группах и их родители ничего не знают об их местонахождении. Если отказ от школы часто вторичен по отношению к эмоциональному расстройству, что прогулы связаны с расстройством поведения. Поэтому, в отличие от отказа от школы, прогулам часто сопутствуют предикторы расстройства поведения: мужской пол, социальное неблагополучие, большая семья, супружеский разлад, плохие достижения в школе, непоследовательная дисциплина и слабый надзор.

Поведенческий подход «назад в школу» с высокой степенью вероятностью будет успешен, когда отказ возник недавно и относительно внезапно. Быстрое возвращение к полному посещению часто бывает возможным, как только родителей убедят, что последовательность и твердость – в наилучших интересах ребенка. Этот подход очень эффективен при условии наличия поддерживающих учителей. При высоком уровне тревоги (или если ребенок долго не был в школе) наиболее подходящим будет следующий подход: вначале посещать школу вне уроков, затем проводить на занятиях все больше и больше времени; необходимо помочь ребенку правильно объяснить длительное отсутствие в классе. По мере того, как идет время, ребенок все больше отстает в программе, прежние друзья находят новых товарищей, приходит и понимание, что находиться дома, получая дополнительное родительское внимание, очень приятно. Предоставлять домашнее обучение часто нецелесообразно, поскольку это снижает давление на всех заинтересованных в достижении более окончательного решения и узаконивает пребывание ребенка целый день дома.

При возникновении проблемы отказа от школы важно проконсультироваться не только с психологом но и с врачом-психиатром, т.к. некоторые состояния требуют медикаментозного лечения (например, панические атаки, депрессия, психотические расстройства).

Использованная литература:

  1. Стивен Скотт, Роберт Гудман/Слободская Е. ChildPsychiatry. – Триада-Х, 2008.
  2. Воронков Б.В. Психиатрия детского и подросткового возраста. – Спб.:Наука и техника, 2012.

Исполнитель: детский врач-психиатр диспансерного отделения Смирнова Екатерина Александровна.


Возврат к списку