Вмешательство взрослого при агрессивных проявлениях ребенка.

Вмешательство взрослого при агрессивных проявлениях ребенка.

В ряде случаев при проявлении детской или подростковой агрессивности требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряженных, конфликтных ситуациях. Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

ü Полное игнорирование реакций ребенка/подростка;

ü Выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно…»);

ü Переключение внимания, предложение какого-либо задания;

ü Позитивное обозначение поведения («Ты злишься, потому что устал»).

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности. После того, как ребенок успокоился, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Важно показать негативные последствия его поведения. Критические замечания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.

3. Контроль над собственными негативными эмоциями. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это взывает сильные отрицательные эмоции – раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность этих негативных переживаний, понимать их характер и причины возникновения.

4. Сохранение положительной репутации ребенка. Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Для сохранения положительной репутации целесообразно: публично минимизировать вину подростка, но в беседе с глазу на глаз показать истину; не требовать полного подчинения, а позволить ребенку/подростку выполнить ваше требование по-своему; предложить компромисс, договор с взаимными уступками.

5. Демонстрация модели неагрессивного поведения. Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

ü Нерефлексивное слушание;

ü Пауза, дающая ребенку успокоиться;

ü Внушение спокойствия невербальными средствами;

ü Прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

ü Использование юмора;

ü Признание чувств ребенка.

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие – искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

Исполнитель:

Медицинский психолог психиатрического отделения №2

Веселова Д.В.


Возврат к списку