А вы мыслите здраво?

А вы мыслите здраво?

Показателем психологического здоровья являются способность человека справляться со сложными обстоятельствами жизни, сохраняя при этом оптимальный эмоциональный фон и адекватность поведения. Оптимальный эмоциональный фон – это хорошее настроение, в котором человек переживает радость и удовольствие, испытывает интерес к окружающему миру и к себе.

От чего же зависит настроение человека? Как и почему оно становится хорошим или плохим? Как, справляясь со сложными обстоятельствами жизни, можно пребывать в хорошем настроении?

Психологи выделили 12 искажений в процессе познания, вызывающих плохое настроение или даже провоцирующих развитие депрессии.

1. Максимализм. Мышление в категориях «все или ничего», когда человек видит мир в черных или белых тонах, оценивает людей в категориях «плохо» или «хорошо», при этом преобладает оценка «плохо». Например, «Я нагрубил другу, я плохой», «Я кричу на детей, я плохая мать».

2. Общий вывод из единичных фактов. Единственное негативное событие представляется человеку чередой неудач. Женщина поругалась с мужем, он повысил на нее голос, она делает вывод: «Он меня не уважает».

3. Негативный мысленный фильтр. Принятие во внимание только неудачи без учета полной картины событий. Единственную ошибку в своем резюме женщина воспринимает так: «Я тупая, ничему не научилась».

4. Обесценивание положительного. Успешно выполнив поручение руководства, человек оценивает это так: «Мне просто повезло, на самом деле я посредственный специалист».

5. Катастрофизация или негативные предсказания. Прогноз о будущих событиях или своем поведении исключительно негативный, возможности благоприятного течения событий игнорируются. Готовясь к выступлению человек думает: «Забуду то, о чем хотел сказать, буду молчать, надо мной будут смеяться».

6. Чтение мыслей. Человек уверен в том, что он знает, о чем думают другие люди. При это он не спрашивает их об этом и не знает действительной картины событий. Например, выступающий, увидев в аудитории засыпающего человека. Думает, что тому неинтересно его выступление. Человек не предполагает, что слушатель, быть может, очень устал или у него есть маленький ребенок, который не дает ему спать по ночам.

7. Выводы, основанные на эмоциях. Восприятие своих эмоций как доказательства события или факта, существующего в реальности. «Я в это верю, значит, это есть на самом деле». Например, человек думает: «Я злюсь на этого человека, значит, он плохой».

8. «Можно было бы». Постоянные сожаления о сделанном или не сделанном приводят к тому, что человек испытывает чувство вины и занимается самобичеванием значительную часть времени своей жизни. «Я мог бы лучше учиться в институте, сейчас был бы на такой же должности, что и однокурсник», «Надо было думать, прежде чем замуж выходить, сейчас бы так не ругались».

9. Навешивание ярлыков. Наделение себя и окружающих нелестными характеристики на основе единичных фактов. Уронила и разбила чашку – «Я – растяпа» вместо «Я сегодня взволнована, и у меня дрогнула рука».

10. Персонализация. Это склонность человека брать на себя ответственность за не зависящие от него события, представление о себе как о причине поведения других людей, «иллюзия всемогущества». Жена верит в то, что муж перестанет пить, если она будет лучше заботиться о нем. Мать ребенка с задержкой умственного развития считает, что мало с ним занимается, поэтому он плохо учится. Реальные причины происходящего этими людьми не учитывается, и поэтому они испытывают постоянное чувство вины.

11. Долженствование. Мышление в стиле «я должен, они должны». Наличие у человека четкой, непреложной идеи о том, как должны вести себя окружающие люди и он сам. «Я обязана всегда и во всем добиваться отличного результата», «Мужчина должен сдерживать свои чувства».

12. Туннельное мышление. В конкретной ситуации человек видит только отрицательные моменты без учета положительных, только ошибки без учета качественно сделанной работы. «Я допустила две ошибки в отчете, это плохая работа». При этом на качественно выполненные диаграммы и таблицы не обращается внимание.

Почему же люди допускают подобные искажения в процессе познания? Человеку свойственно обобщать свой опыт и знания как о себе, так и об окружающих людях. Парадоксально, что, стремясь избежать ошибок в своей деятельности, в отношениях с другими людьми и в познании мира, он допускает их в процессе мышления.

Это приводит к тому, что человек значительную часть своей жизни находится в дурном настроении, чувствует себя никчемным, переживает отчаяние, вину, раздражение, злость, страх. Тяжелые мысли и переживания ухудшают его самочувствие, провоцируют развитие депрессивного состояния.

Как же можно избежать искажений в процессе познания? Американский психотерапевт Дэвид Бернс предлагает метод, цель которого заменить суровые, самокритичные, автоматически возникающие ошибочные мысли на объективные, рациональные.

Суть метода состоит в том, что человек анализирует процесс мышления по трем ступеням.

1. Необходимо отметить автоматическую мысль, появившуюся в ответ на ситуацию.

2. Оценить эту мысль как искажение в процессе познания.

3. Найти рациональный ответ на автоматическую мысль.

Пример работы:

Автоматические мысли: «Я неудачник».

Нарушения в процессе познания: Навешивание ярлыков.

Рациональный ответ: «Я получил неудовлетворительную оценку на одном экзамене из семи в семестре. У меня есть возможность пересдачи».

Рациональное мышление помогает жить здесь и сейчас, воспринимая реальную картину событий без негативных оценок. Здравомыслие – это необходимый спутник здорового и продуктивного образа жизни.

По материалам книги «Когнитивная терапия» Джудит Бэк

Исполнитель:

Медицинский психолог

психиатрического отделения №1

Яна Юрьевна Кордюченко


Возврат к списку