Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Году экологии в России посвящается…

Экологическое воспитание - это, прежде всего воспитание человечности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру и этим необходимо заниматься с самого детства.

Сущность экологического образования и воспитания заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, ничем незаменимую ценность и красоту; понимании, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле; диалектической неразрывности и взаимообусловленности природы и человека

Человек является частью окружающего мира и подчиняется общим закономерностям развития. У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.
Мы и природа одно целое. На протяжении многих столетий на всей планете люди жили в тесном контакте с ней: она давала им кров и пропитание, лекарства и защиту. В те времена человек боготворил природу и вынужден был так строить свои взаимоотношения с ней, чтобы сохранить необходимые ресурсы. К сожалению, в наше время эта связь утеряна. Сегодня мы, городские жители, воспринимаем природу как нечто отдаленное с экранов телевизоров, свежий запах луга заменяют кондиционеры. Мы часто задаём себе вопрос: почему собственно взрослые так спешат уподобить себе детей? Разве мы так уж счастливы и довольны собой? Ведь ребенок со своим стремлением учиться, с неутомимым любопытством и с изобретательным, творческим воображением получает радость и удовлетворение от соприкосновения с природой. Человек, невидящий красоты природы хуже, чем слепой: у него слепота души, а от того, у кого слепа душа, не жди доброты и честности, преданности и мужества. Поэтому необходимо стремится во время заметить и поддержать у детей познавательный интерес на самых простых примерах, окружающих маленьких горожан в их повседневной жизни. Ведь, если мы, взрослые, сумеем показать и объяснить малышам красоту и самоценность живой и неживой природы, если они поймут, что полноценных эмоциональных заменителей живого не существует, если будем, терпеливы и внимательны к десяткам детских вопросов, - будущее не покажется нам безнадежным. Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности.

Главная задача в экологическом воспитании– это помочь ребенку увидеть мир, пережить вместе с ним красоту, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек творчества и радости жизни. Но наряду с этим очень важно воспитать в ребенке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы.

Таким образом, задачи умственного воспитания ребенка должны решаться в тесной связи с задачами воспитания нравственно-волевых качеств личности: настойчивости, прилежания, старательности, ответственности, стремления достигать качественного результата, а также доброжелательного и уважительного отношения к сверстникам.

Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения. Природа – могучий древний источник познания и воспитания человечества.Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы взрослые, сами должны научиться любить её.

Красота родной природы рождает патриотизм, любовь к Родине, привязанность к месту, где живёшь. Величайшие писатели, поэты, художники, учёные, композиторы создавали свои бессмертные произведения под влиянием родной природы. Она вызывала у них творческое вдохновение, помогала овладевать высотами в науке и искусстве. И если не возможно научить детей также выражать свою любовь к природе, то можно научить их сопереживать этой любви, открыв детям глаза на прекрасный мир природы.

Экологическое воспитание - это, прежде всего воспитание человечности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру.

При организации работы по формированию начал экологической культуры необходимо придерживаться педагогическими принципами: системность, наглядность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, сезонность.

Как показывает практика, важна интеграция экологического воспитания с другими областями развития ребенка, иными словами, экологизациивоспитательно-образовательной работы. Интегральные формы работы позволяют не допустить перегрузки детей в течение дня, повышают заинтересованность детей, создают условия для развития каждого ребёнка.

Как результат, материал данный воспитанникам, усваивается намного эффективней и растет экологическая грамотность детей.

Подходить к проблеме экологического воспитания необходимо комплексно, прослеживать необходимость внесения регионального компонента в его содержание. На доступном, близком материале, дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи между явлениями природы. Кроме того, это помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности.

Хочется отметить, что общение с природой необходимо начинать не с запретов и рассказов о негативных последствиях в случае их нарушения, а предлагатьдетям образец поведения: так можно и нужно делать. И воспитанники начинают понимать, что они могут творить добро не когда-то в будущем, когда "станут большими", а сегодня, сейчас. А яркость впечатлений, эмоциональная окраска встреч с природой развивает способность видеть красоту окружающего мира, наблюдательность, вызывает желание отразить свои впечатления в творчестве. Вот тогда рождаются рукописные книги с рассказами и рисунками детей и родителей, оформляются выставки, выпускаются экологические стенды, газеты.

Экологическое воспитание не может быть успешным только на основе пассивного созерцания. Важное условие успешной работы с детьми – это развивающая предметная среда, которая будет использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, и пропаганды экологических знаний среди родителей:

Эколого-научныйцентр,
Экологические тропы,
Маршруты в природу,
Игры и игрушки,
Выставки с рисунками, фото и поделками,
Печатные издания,
Иллюстрационный материал.

Воспитательные возможности местных условий поистине неисчерпаемы.

Уникальный уголок живой природы, он неизменно вызывает восторг от непосредственного общения с растениями и животными и у детей, и у взрослых. Организуя деятельность в эколого-научных центрах, это, прежде всего понимание благополучного или неблагополучного состояния обитания уголка природы, это сочувствие и жалость, это желание чтобы им было хорошо и только во – вторую очередь – это правильные действия и операции с предметами ухода и оборудованием. Воспитанники, наблюдают за красотой зимнего сада, но и сами оказывают посильную помощь. Жизнь показывает: непрекращающиеся природоохранные действия сливаются с трудовым воспитанием.Главная особенность эколого-научного центра в группе, непосредственная близость его к детям, что позволяет организовывать различную деятельность на протяжении всего педагогического процесса.

Познавательно – ознакомительная деятельность очень важна: дети много знают о тех, кто живёт рядом с ними, как ребята интересно, и с любовью рассказывают о растениях и животных, за которыми они ухаживают.

Трудно вырастить детей в сложном современном мире. Проблемы нагрузки на работе складывается на родителях, а это в свою очередь отражается на детях. Общение с природой, именно этот вид деятельности позволяет развить у детей положительно- эмоциональное отношение к живому, развивать нравственные и эстетические чувства, помогает лучше понять и усвоить новые знания приобретенные в процессе совместной деятельности детей, педагогов, родителей. Продуманная и грамотно спланированная работа, в данном направлении, обеспечивает успешный результат обучения, воспитания, даёт необходимые знания и умения. Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относится впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти, как говорил В.А.Сухомлинский «в жизнь другого живого существа изнутри», почувствовать чужую боль, как свою собственную, вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Творческая созидательная деятельность, гармонизация человека с природой, обществом и самим собой дает ребенку психологическую устойчивость, силу преодоления препятствий, веру в добро, справедливость, красоту, истину, любовь.

Список использованной литературы

1. Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условие ее реализации в детском саду. М., 2009.

2. Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. М., 2005.

3. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. М., 2000.

4. Шиленок Т., Помощь педагогу в работе по экологическому воспитанию дошкольников// 1992.

Исполнитель:

Педагог-психолог логопедического кабинета

Горбачева Н.В.


Возврат к списку