Панические атаки

Панические атаки

Р. М. Щербич, врач-психотерапевт психиатрического отделения №2 Ханты-Мансийский клинический психоневрологический диспансер

Панической атакой называется неожиданно возникающий и быстро нарастающий синдром, сопровождающийся учащённым сердцебиением, ощущением удушья и стеснения в груди, чувством страха, нехватки воздуха. На высоте приступа у человека часто возникает ощущение надвигающейся смерти, его наполняет чувство страха потери контроля над собой или сумасшествия. Данный синдром возникает при тревожно-фобических расстройствах, таких как агорафобия (страх открытых пространств), клаустрофобия (страх закрытых пространств), транспортные фобии (страх поездок в метро, на самолёте) и ряде других фобий, так же паническая атака может наблюдаться при синдроме навязчивостей. Для всех из них обязательным является наличие выраженной тревоги, страха.

Частой причиной панических атак, а так же расстройств, в рамках которых они развиваются, являются перенесённые психотравмирующие ситуации, в которых человек остро переживал чувство страха и тревоги. Существенная роль принадлежит психоаналитической теории, преимущественно в случае формирования панических реакций у детей на расставание с родителями.

Приступ панической атаки может развиться как в отсутствии эмоционального и физического напряжения, так и на фоне физической нагрузки, умеренного бытового стресса, а так же в связи с какой-то психотравмой. Максимальной интенсивности симптомы достигают не более, чем за 10 минут, весь приступ длится 20-30 минут, редко более часа. Частота приступов варьирует от ежедневных до одного в несколько месяцев. В последующем, после серии панических эпизодов формируется страх повторения приступа, сопровождающийся типичным избеганием ситуаций, где больному не могла бы быть быстро оказана помощь в случае приступа. Больной опасается остаться один дома или быть вне дома без сопровождения близкого лица. Это может быть уличная толпа, мосты, тоннели, лифты, закрытый транспорт, в особенности метро и самолёт. В тяжелых случаях больные вообще отказываются выходить из дома. В дальнейшем приступы могут повторяться спонтанно или лишь в ситуациях, вызывающих у больного тревогу. Клиническую картину часто осложняет развитие вторичной депрессии, отмечаемой у 60 % больных с паническими атаками, злоупотребление алкоголем и седативными средствами.

Чтобы избавиться от симптомокомплекса панических атак, следует обратиться за медицинской помощью к врачу-психотерапевту, либо к врачу-психиатру. Более быстрое восстановление человека происходит в случае лечения методами психотерапии и лекарственными препаратами нового поколения, которые направлены на снятие тревоги и страха. Однако большое значение в эффективности терапии принадлежит индивидуальной и групповой формам психотерапии, которые позволяют проработать непосредственно сами причины, послужившие основой для формирования панических атак. Психодинамическая психотерапия имеет целью проработку конфликтов раннего детства, отражающихся на неосознаваемом страхе расставания с эмоционально значимыми объектами актуальной жизни. Когнитивные методы направлены на коррекцию зафиксировавшихся ошибочных представлений больных, в соответствии с которыми на не угрожающие жизни соматические ощущения они дают гиперболизированные реакции. Поведенческие методы включают тренировку дыхания, техники с мышечной релаксацией или медитацией, способствующими снижению тревоги. При этом практикуется постепенное повышение фобогенности ситуаций (от воображаемых до реальных), которым подвергается больной. Основной принцип психотерапии панических атак заключается в обучении клиента отпустить, проработать своё избегающее поведение, или не уходить в реальной жизни от ситуаций, провоцирующих у него эмоции страха и тревоги. С высокой эффективностью используется «техника наводнения». Она состоит в том, что клиенты со сходной симптоматикой объединяются в психотерапевтическую группу, с которой работает врач-психотерапевт. Психотерапевт обучает людей управлять своим эмоциональным состоянием. Данная техника заключается в движении самих клиентов навстречу своим страхам и тревожным ситуациям при сопровождении психотерапевта. Люди, которые испытывают чувство страха перед поездкой в метро, сначала собираются в группу на улице, возле станции метро, и прорабатывают собственные эмоции, страхи на данном уровне. Затем, на следующее занятие они заходят в метро, но не спускаются вниз по эскалатору и прорабатывают проблему на том уровне, более близком к реальности. При положительной динамике в группе, следующим шагом является проработка эмоционального состояния клиентами на уровне, ещё более приближенном к объекту фобии. Таким образом, люди могут спуститься вместе с психотерапевтом вниз по эскалатору, работая над своими страхами, но не садиться в поезд. И, наконец, на заключительном этапе они садятся в поезд метрополитена и завершают психотерапевтический процесс при непосредственном соприкосновении с ситуацией, ранее провоцировавшей их страх. Достигаемое в тренинге уменьшение тревоги в прежде угрожающих ситуациях, способствует и снижению страха ожидания приступа. Важной модификацией метода является вовлечение инструктированного родственника больного в качестве поведенческого ко-терапевта. Это значительно расширяет возможности тренинга вне терапевтических сеансов, подчеркивая важную роль родных, как первичной поддерживающей группы.

«А что нужно делать, чтобы одолеть страх?»,- спросил доктор антропологии Карлос Кастанеда у своего учителя дона Хуана. На что тот сказал: «Ответ очень прост: не убегать. Человек должен победить свой страх и вопреки ему сделать следующий шаг в обучении, и еще шаг, и еще. Он может быть полностью устрашенным, и, однако же, он не должен останавливаться».

    ЛИТЕРАТУРА
  1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства, М., 2000, 495 с.
  2. Вейн А.М., Дюкова Г.М., Воровьева О.В. Панические атаки (неврологические и психофизиологические аспекты). – СПб.: Институт медицинского маркетинга, 1997. – 304 с.
  3. Карвасарский Б.Д. Неврозы: Руководство для врачей, М., 1980, 448 с.
  4. Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия, СПб., 2000, 400 с.
  5. Тиганов А.С. Руководство по психиатрии, М., 1999, 2 том, 783 с.
  6. Холмогорова А.Б. «Научные основания и практические задачи семейной психотерапии» // Московский психотерапевтический журнал. – 2002, N 1. – стр. 93-119.
  7. Кастанеда К. Учение дона Хуана. Отдельная реальность. Путешествие в Икстлан. Сказки о силе, первый том, М., 2007, 608 с.
  8. Guire G., Julier D. The need for counting asylum and sanctuary // Brit. Med. J. – 1974. – Vol. 57. – P. 268-271.
  9. Hogarty G.E., Anderson C.M., Reiss D.J. et al. Family psychoeducation, social skills training, and maintenance chemotherapy in the after-care treatment of schizophrenia // Arch. Gen. Psychiatry, 1986, vol. 43, P. 633-642.
  10. Ludermir A.B. Urbanization and mental health in Brazil: social and economic dimensions // Health Place. – 1998. – Vol. 4, N 3. – P. 223-232.

    1. Возврат к списку