«Не ребенок, а наказание!» или как понять подростка…

«Не ребенок, а наказание!» или как понять подростка…

Так уж сложилось, что кризис подросткового возраста самый запоминающийся. Хотя он не единственный в своем роде: на протяжении всей жизни человек переживает как минимум семь кризисных периодов. Первый раз – в 3 года, когда маленький ребенок осознает свое собственное «Я», второй раз переосмысление своей личности происходит в 12-16 лет (в период полового созревания), третий кризис поджидает нас в юности – 18-20 лет, когда мы ломаем голову над вопросами: «Что делать и кем быть», четвертый – заставляет задуматься о прожитых годах в 28-30 (женщин) и 30-33 (мужчин). Следующий кризис надвигается около 45-50 лет (время климактерических изменений) и заключительный пересмотр своих жизненных позиций приходится где-то на 55-60 лет (накануне перехода на пенсию). Причем последний из кризисов порой более тяжелый и сложный, чем в период взросления.

Без кризисов, утверждают психологи, люди не могли бы двигаться вперед. Это время, когда старые методы взаимодействия с миром уже «не работают», а значит, нужно искать что-то новое. Вот в таком философском поиске и находится подросток. Для каждого ребенка этот момент индивидуален, но заботливый и внимательный родитель сразу поймет, что с его чадом происходит что-то неладное. Главное в этот период – не разорвать ту тонкую ниточку, которая связывает вас с ребенком с рождения.

Начало переходного возраста характерно тем, что ребенок начинает разговаривать с вами на взрослом языке, при этом, делая поступки, которые характерны для ребенка. Это несоответствие пугает самого подростка, не говоря уж о тех, кто живет рядом с ним. В его голове толпятся мысли, тело пугает новыми ощущениями и формами, а родители становятся слишком настойчивыми и несправедливыми. В вихре стремительно происходящих изменений, подросток должен понять окружающий мир и себя. Без помощи близких людей это невозможно.

Основным правилом в общении с подростком считается общение. С ребенком нужно разговаривать, любыми способами, вызывая его на диалог. Прямо или косвенно, главное – услышать и понять.

Вы испуганы поведением взрослеющего ребенка, и боитесь, что ответив отрицательно на очередную его просьбу, потеряете доверие? Вы скорее лишитесь всего вышеперечисленного в том случае, если из страха будете соглашаться на все безумные просьбы подростка. Не страшитесь говорить «нет»! Только решение должно быть окончательным и обоснованным. Готовьтесь на каждый отрицательный ответ развернуто обосновать свое решение. Выслушивайте мнение подростка по поводу сложившейся ситуации со спокойной уверенностью взрослого человека, который точно знает, что делает. Не паникуйте и никогда не скандальте. Видя ваше замешательство, ребенок просто ослушается вас или уговорами, слезами, угрозами заставит вас переменить решение.

Навязывая собственное мнение, родители не понимают, что вызывают бунт в душе ребенка. Если он не противоречит открыто, то делает это так, чтобы вы не узнали. Подросткам невыносимо сознание того что их все еще считают детьми. Они требуют к себе отношения, как ко взрослому человеку. Понять своего ребенка-подростка не сложно – относитесь к нему, как к равному: разговаривайте спокойно и с достоинством и обязательно обсуждайте совместные проблемы;

Старайтесь быть рядом в тот момент, когда жизнь требует от него принятия взрослых решений. Не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно последовал вашему совету. Лучше, если вы выскажите собственное мнение на создавшуюся проблему, а пути решения ее он выберет сам. Не ограничивайте свободу подростка до такой степени, когда он будет страдать от ощущения постоянной слежки. Постепенно внушайте подростку то, что он уже взрослый человек, а взрослые люди отвечают за свои поступки самостоятельно. Это только возвысит его в собственных глазах.

В конце-концов наступает период, когда «взрослому» ребенку окончательно надоедает школа. Если у вас есть взаимопонимание со своим чадом, вам не сложно будет объяснить ему, что это нужно для его же блага. В противном случае, не отступайте! Учите ребенка ответственности за собственные поступки, самоконтролю и умению принимать взвешенные решения. Если вы не дадите этого своему ребенку, может случиться непоправимое. И тогда, вам придется решать более серьезные проблемы.

Учите подростка не останавливаться на достигнутом, и двигаться к намеченной цели – трактуйте это главным признаком успешности и целеустремленности. Учите ребенка тому, что жить без желания и мечты невозможно, а они требуют воплощения в жизнь; воспитывайте в подростке доброту, сострадание, мягкость, выдержку и внимательность по отношению к людям и к себе; не забывайте , что ребенок ни в коем случает не должен «закрываться» в себе, не в силах решив какую-то «глобальную» жизненную ситуацию. Объясните подростку, что его «страшные» проблемы – результат самобичевания себя и собственной жизни. Мелкие провинности и ошибки вашего ребенка не стоят того, чтобы он буквально «казнил» себя за них. Объясняйте взрослеющему человеку, что в жизни бывают проблемы посерьезнее, чем та, что он сегодня повздорил с другом. Каждый факт самоедства вашего ребенка, пресекайте на корню. Ищите правильные слова, примеры из собственной жизни, истории людей, которых знает ваш ребенок. Однако бывает и такое, что родители, которые отчаялись «наставить» свое чадо на путь истинный разговорами и пониманием, стараются сделать последнее, что считают возможным – они скандалят, угрожают и ругают ребенка. Этого делать нельзя! Вы не только не добьетесь понимания и послушания, вы окончательно оттолкнете от себя подростка. Ответная реакция на ваше отношения может быть самой страшной – от агрессии в ваш адрес до попытки суицида.

Почему так трудно понять подростка? Ответ – вы забыли себя в этом возрасте. Вспомните первую любовь, первый раздор с другом, когда вы не сошлись во мнениях и т.д. В этом возрасте слишком многое случается впервые. Подростку трудно справиться с наплывом эмоций и ощущением собственного бессилия перед сложившейся ситуацией. Важно дать понять ребенку, что он не один, что вы всегда поможете и поддержите его. Его проблемы – ваши проблемы, но решение принимать должен он сам. Главное, чтобы они были взвешенными и обдуманными. Воспитывайте в подростке чувство ответственности за близких и любимых людей. Наряду с житейскими понятиями, в ребенке формируется мировоззрение, он получает много знаний от учителей. Его взгляды и суждения становятся обширны и многогранны. Этот возраст характерен тем, что человек находится на вершине умственного и психического развития. Слушайте своих детей, дайте им возможность высказывать собственное мнение. Ведь только в общении зарождаются теплые, дружеские отношения, которые вы сохраните на всю жизнь.

Список использованной литературы:

1. https://sunmag.me/sovety/15-02-2014-psikhologiya-podrostkovogo-vozrasta-kak-ponimat-podrostkov.html [Интернет- ресурс]

2. http://www.internet-kontrol.ru/psichologiya/podvodnie-kamni-podrostkovogo-vozrasta.html [Интернет- ресурс]

Исполнитель:

Врач – психиатр дневного стационара

БУ ХМАО-Югры «ХМКПНБ»

Ольга Александровна Сальникова


Возврат к списку