Технологии работы волонтеров с людьми с нарушением психического развития

Технологии работы волонтеров с людьми с нарушением психического развития

«Год добровольца и волонтера» – Президент Российской Федерации объявил 2018 год. «Это станет признанием их заслуг перед людьми, которым волонтеры оказывают помощь и поддержку, оценкой колоссального вклада в развитие нашей страны. Это будет год всех граждан страны, чья воля, энергия, великодушие и есть главная сила России», — сказал Владимир Путин.

Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в лице Губернатора Натальи Комаровой также поддержало инициативу. В октябре 2017 года распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры №612-рп утвердили «Концепцию развития добровольчества в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

В автономном округе определены основные приоритеты в добровольчестве:

Социальное добровольчество направлено на решение социальных проблем, в том числе проблем занятости;

Событийное добровольчество – деятельность на спортивных, социокультурных, образовательных и иных мероприятиях местного, регионального, федерального и международного уровней;

Корпоративное добровольчество – действия коммерческих организаций, направленные на поощрение и поддержку безвозмездного участия своих работников в жизни местного сообщества при сохранении рабочего места и частичном/полном сохранении заработной платы;

Экологическое добровольчество – деятельность, направленная на сохранение окружающей среды, решение экологических задач;

Семейное волонтерство – совместная деятельность семьи в сфере добровольчества, которая не только объединяет членов семьи, но и позволяет им внести совместный вклад в развитие общества;

Волонтер «серебряного возраста» – гражданин от 55 лет и старше, добровольно и безвозмездно участвующий в деятельности, направленной на решение актуальных социальных, культурных, экономических, экологических проблем, применяющий собственные знания и умения для осуществления этой деятельности;

Волонтеры-медики – открытая площадка, объединяющая волонтерские центры и объединения в медицинских образовательных организациях, а также некоммерческие организации, работающие в сфере здравоохранения, с целью оказания методической, консультативной, информационной поддержки волонтерскому движению;

Волонтеры Победы – деятельность, направленная на патриотическое воспитание, формирование у молодых людей чувства сопричастности к Великой Победе нашего народа путем вовлечения их в волонтерскую практику и сохранение исторической памяти.

С 2015 года в автономном округе осуществляют свою деятельность региональные отделения Всероссийских общественных движений «Волонтеры Победы» и «Волонтеры-медики». В 22 муниципальных образованиях автономного округа созданы и действуют муниципальные штабы «Волонтеров Победы», в 53 медицинских организациях ведется добровольческая деятельность. В период с 2014 по 2017 года в округе наблюдается положительная динамика развития добровольчества.

Принимая участие в волонтерском движении, у подростков формируется профессиональное ориентирование, появляется возможность узнать о предполагаемой профессии, получить больше информации или выбрать направление профессиональной подготовки.

Первой темой в новом рубрике: «Информация для добровольцев и волонтеров» является: Технологии работы волонтеров с людьми с нарушением психического развития.

При работе волонтера можно иногда встретиться с различным проявлением у подопечных агрессии или аутоагрессии. Такие проявления могут быть обусловлены жизнью в закрытых учреждениях, невозможностью побыть одному, недостатком любви и тепла, а также особенностями нарушения и самого человека.

Далее расскажем, что должен знать волонтер о проявлении агрессии у людей с нарушениями психического развития.

Правила общения с людьми, имеющими психические нарушения:

Психические нарушения — не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. У них свой особый и изменчивый взгляд на мир.

1. Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу.

2. Избегайте словесных штампов и образных выражений, если только вы не уверены в том, что ваш собеседник с ними знаком.

3. Не говорите «свысока». Не думайте, что вас не поймут.

4. Говоря о задачах или проекте, рассказывайте все «по шагам». Дайте возможность вашему собеседнику обыграть каждый шаг после того, как вы объяснили ему.

5. Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек.

6. Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии. Будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если вас с первого раза не поняли.

7. Обращайтесь с человеком с проблемами развития точно так же, как вы бы обращались с любым другим. В беседе обсуждайте те же темы, какие вы обсуждаете с другими людьми, например, планы на выходные, отпуск, погода, последние события.

8. Обращайтесь непосредственно к человеку.

9. Помните, что люди с задержкой в развитии, дееспособны и могут подписывать документы, контракты, голосовать, давать согласие на медицинскую помощь и т.д.

10. Если это необходимо, можете записать свое сообщение или предложение на бумаге, предложите вашему собеседнику обсудить его с другом или семьей. В записке укажите свой номер телефона, предложите обсудить это при следующей встрече.

Кроме людей с психическими нарушениями, в работе добровольца могут встретиться люди с затруднениями в речи. К ним тоже необходимо найти подход. Предлагаем ознакомиться с правилами

Этикет при общении с людьми, испытывающими затруднения в речи:

· Не игнорируйте людей, которым трудно говорить, потому что понять их — в ваших интересах.

· Не перебивайте и не поправляйте человека, который испытывает трудности в речи. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль.

· Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет у вас больше времени. Если вы спешите, лучше, извинившись, договориться об общении в другое время.

· Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт. Отдайте этой беседе все ваше внимание.

· Не думайте, что затруднения в речи — показатель низкого уровня интеллекта человека.

· Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.

· Не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали. Не стесняйтесь переспросить. Если вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.

· Не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего.

· Если у вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли ваш собеседник использовать другой способ — написать, напечатать.

Некоторые рекомендации волонтеру в случае проявления агрессии у подопечного:

1) сохранение спокойствия и уверенности, не демонстрировать агрессивное поведение;

2) переключение внимания, предложение какого-либо задания («Давай сделаем ...», «Посмотри...», угостить чем-то вкусным, проговорить его действия);

3) акцентирование внимания на поступках (поведении), а не наличности (проговорить спокойным тоном его действия и (или) состояние:«Ты сейчас ударил(а), оскорбил(а)», «Тебе сейчас плохо, обидно, страшно...»Но: «Не ты - плохой (ая), злой (ая)»).

Волонтеру важно знать, что очень часто гнев, агрессия, аутоагрессия выступают, как стремление человеком изменить окружающие условия, и направлено не на причинение кому-то вреда, не против кого-то, а на того, кто оказался случайно рядом в этот момент.

Пресс-служба БУ ХМАО - Югры
«Ханты-Мансийская клиническая
психоневрологическая больница»


Возврат к списку