Психологическая поддержка родителей имеющих детей с аутизмом

Психологическая поддержка родителей имеющих детей с аутизмом Что такое аутизм? Какие особенности имеют дети с этим диагнозом? - Детский аутизм - это нарушение психического развития ребенка. Клиническая картина (т.е. особенности) аутизма очень разнообразна. В зависимости от причины развития аутизма и будет складываться «клиническая картина».

В основном ее определяют такие параметры как:

· неравномерное созревание психической, эмоционально-волевой и речевой сферы,

· стойкие стереотипы,

· отсутствие реакции на обращение;

Дети с аутизмом отличаются:

· поведением (стереотипность поведения),

· речью (чаще патология речи),

· интеллектом (особенности развития интеллекта),

· отношением к окружающему миру. (т.е. отсутствие способности к социальному взаимодействию, приводящим к социальной дезадаптации).

Поскольку существует несколько вариантов этого заболевания, то чаще всего используется термин – расстройство аутистического спектра (РАС).

Первые особенности можно рассмотреть до года:

•Ребенок совершенно не реагирует на внешние раздражители (зрительные, слуховые), что может приниматься за дефект органов чувств.

•Ребенок неэмоционален: не улыбается, не смеется; мимика может полностью отсутствовать.

•Нарушена доречевая жестикуляция. Ребенок использует жесты сообщающие о его нуждах (тянется к предмету, чтобы его дали). Но не использует жесты, направленные на общение - привлекающие к нему внимание других и выражающие чувства (увидел что-то интересное и показывает на это). Также страдают смысловые жесты, в доречевом периоде заменяющие слова (ребенок не машет ручкой, не показывает: дай).

•Ребенок избегает глазного контакта или выдерживает его очень короткое время. Предпочитает смотреть «искоса».

•Ребенок боится появления посторонних людей, плачет.

•У него медленно развиваются двигательные навыки.

•Он не любит тактильных контактов - прикосновений.

•Предпочитает «странные игрушки» - предметы, которые обычно не привлекают внимание детей. Он может совсем не реагировать на настоящие игрушки (погремушки, мячики).

• Нарушение гуления. Гуления может не быть, оно может быть монотонным (невыразительным), появляться только для некоммуникативных целей (т.е. ребенок гулит сам с собой).

Особенности в 3-х летнем возрасте:

Клиническая картина детского аутизма включает следующие проявления.

Аутизм:
- снижение способности к установлению эмоционального контакта;

- трудности установления глазного контакта, сложности в выражении ребенком его эмоциональных состояний, понимании им состояний других людей;

- снижение способности к коммуникации: трудности контакта, установления эмоциональных связей с родными, со сверстниками.

2. Стереотипность в поведении:

- стремление сохранять постоянные, привычные условия жизни, их изменения часто приводят к возникновению страхов;

- поглощенность однообразными действиями - моторными и речевыми (раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, пряжки, повторение одних и тех же звуков, слов, фраз);

- пристрастие к одним и тем же предметам, одним и тем же манипуляциям с ними;

- охваченность стереотипными интересами, одной и той же игрой, одной темой в разговоре, рисовании;

3. Особенности задержки и нарушения развития речи:

- мутизм (отсутствие целенаправленного использования речи для коммуникации). Наблюдается почти в половине случаев.

- эхолалии (повторение услышанных слов или фраз) - состояние, часто встречающееся у детей, страдающих аутизмом: патологическое повторение слов, произнесенных другими людьми. Иногда это происходит мгновенно, а иногда процесс растягивается на несколько часов или даже дней (отложенная эхолалия). «Отложенная эхолалия», употребляемая в верном социальном контексте не является отклонением, может использоваться как аутостимуляция. Человеку просто приятно проговаривать отдельные фразы. Отложенная эхолалия, как обозначение эмоции и настроения.

- отставание в способности правильно использовать личные местоимения: ребенок называет себя «ты», «он», по имени;

- речь может быть с большим словарным запасом, но она «штампована»;

- избегание речевого взаимодействия: не задает вопросов сам и может не отвечать на обращения к нему;

- необычный темп, ритм, интонация, мелодика речи;

- при общении не использует жесты и мимику.

4. Наличие патологических страхов, которые отличаются от страхов здоровых детей следующим:

- беспричинностью возникновения;

- затяжным характером, склонностью к расширению;

- нарушением общего состояния ребенка (сна, аппетита, физического состояния),

- изменением поведения ребенка под влиянием страха: переживают скрытую угрозу со стороны людей, животных, неодушевленных предметов; прячутся от реальных и воображаемых объектов; постоянно тревожны, боязливы, насторожены;

-нелепым характером страхов: страх теней, шума воды, разнообразных обыденных предметов (водопроводные краны, электрические лампы, пылесос, новые игрушки);

5. Повышенная чувствительность к световым, слуховым, тактильным, температурным раздражителям - окружающая среда становится источником эмоционального дискомфорта, ее восприятие сопровождается постоянным отрицательным фоном настроения.

Отцы и матери по-разному реагируют на известия о нарушениях у ребенка? - Отцы и матери с самого начала по-разному реагируют на известия о нарушениях у ребенка. Отцы, как правило, реагируют менее эмоционально и задают вопросы о последствиях нарушений; матери проявляют более эмоциональную реакцию и выражают боязнь не справиться с уходом за ребенком.

В дальнейшем при воспитании и развитии ребенка наибольший стресс в семье аутичного ребенка проявляется у матерей. Как правило, матери находятся с детьми постоянно. Они жалуются на обилие повседневных забот, связанных с ребёнком, что ведёт к физической и моральной нагрузке, вызывает утомление. Они не только испытывают чрезмерные ограничения личной свободы из-за сверхзависимости от детей, но и имеют очень низкую самооценку, считая что, недостаточно хорошо справляются со своей материнской ролью.

Отцы в основном озабочены социально приемлемым поведением своих детей, их социальным статусом и карьерой. Тем не менее они тоже переживают чувство вины и разочарования, хотя и не говорят об этом так явно, как матери. Кроме того, отцы обеспокоены тяжестью стресса, который испытывают их жены, на них ложатся задачи материального обеспечения ухода за таким ребенком, которые обещают быть пожизненными.

Ребенок с раннего детства не поощряет родителей, не подкрепляет родительского поведения: не улыбается, не смотрит в глаза, не любит бывать на руках; иногда даже не выделяет родителя из других людей. В результате у родителей аутичного ребенка естественны проявления депрессивности, раздражительности, эмоционального истощения. Часто для матерей свойственны сниженный фон настроения, потеря вкуса к жизни, перспектив профессиональной карьеры, невозможности реализации творческих планов, потеря интереса к себе как женщине и личности.

Куда обращаться семьям, имеющим таких детей? Где им окажут психологическую поддержку и расскажут, как себя вести с ребенком? - На сайте www.admhmao.ru на главной странице в разделе информация для граждан есть подраздел помощь людям с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями. В указанном разделе есть полезная информация для родителей различные памятки, методические рекомендации и в том числе информация об учреждениях, где можно получить помощь. На указанном сайте есть перечень организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, предоставляющих услуги людям с расстройством аутистического спектра, детям группы риска с признаками расстройства аутистического спектра и с расстройством аутистического спектра.

В г. Ханты-Мансийска это Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Ханты-Мансийская клиническая психоневрологическая больница», также можно обратится и к участковому педиатру в Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная клиническая больница», врач подскажет, к какому специалисту нужно обратиться.

Также помимо учреждений здравоохранения можно обратиться в организации социального обслуживания Комплексный центр социального обслуживания населения «Светлана» г. Ханты-Мансийск, ул. Энгельса, д.45, и Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Лучик» г. Ханты-Мансийск, ул. Красногвардейская, 7 а.

Стоит не забывать и про образовательные, государственные организации, реализующие адаптированные образовательные программы, а также учреждения культуры, спорта и Центры занятости населения

Зачастую родственники семьи с особенным ребенком не знают, чем могут помочь. Какую помощь они могут оказать? - Каждому члену семьи есть что предложить. Спросите родителей, чем вы можете помочь их семье. Они оценят ваши усилия помочь. Возможно, вы можете посидеть с ребенком, чтобы родители могли провести время вместе, или вы можете помочь с деньгами на частную школу или лечение. Организуйте сбор средств в пользу ребенка. Семье важно знать, что вы готовы поддерживать их и сохранять с ними близкие отношения.

У родственников может быть особенный опыт общения, как с типичными детьми, так и с ребенком с аутизмом. Да, они могут быть разными, но обоим детям важно, чтобы вы проводили с ними время. Дети с аутизмом просто расцветают, когда поддерживается строгий распорядок, так что подумайте о совместных занятиях, которые хорошо структурированы, даже если это просто пятнадцатиминутная прогулка в парке. Если вы будете ходить в один и тот же парк каждую неделю, то со временем этот опыт будет проходить все лучше и лучше, потребуется, лишь время и терпение. Если вы не можете придумать, чем заняться вместе с ребенком, обратитесь за идеями к родителям. Они по достоинству оценят усилия с вашей стороны.

Для родственников можно порекомендовать придерживаться следующих правил: «Будьте открыты и честны в отношении расстройства». Чем больше вы об этом говорите, тем лучше вы себя почувствуете. Ваши друзья и семья станут вашей системой поддержки, но только при условии, что вы будете делиться с ними своими мыслями. Поначалу вам может быть сложно говорить о том, что вас беспокоит, но со временем вам станет проще. В конечном итоге ваш опыт в отношении аутизма научит вас и вашу семью очень важным жизненным урокам.

«Не осуждайте» - Думайте о чувствах семьи и поддерживайте их. Уважайте их решения в отношении своего ребенка с аутизмом. Они пытаются разобраться в различных методах и подходах, скорее всего, они много думают над каждым решением. Постарайтесь не сравнивать детей (с типичными детьми этого тоже лучше избегать). Дети с аутизмом очень разные, но можно добиться того, чтобы каждый ребенок реализовал максимум своего потенциала.

Существуют ли объединения родителей таких деток? - В последнее время очень часто формируются родительские объединения, общественные организации сформированные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов в целях защиты прав и законных интересов детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями и их семей, а также для обеспечения детям с ограниченными возможностями равных с другими гражданами прав и возможностей, для интеграции в общество как полноценных людей. Для лиц с расстройством аутистического спектра в муниципальных образования имеются подобные общественные организации созданные активными родителями.

Как обстоит дело в округе, есть ли информация сколько особенных деток в Югре - По статистическим формам отчета по итогам 11 месяцев 2017 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры зарегистрировано: 241 несовершеннолетних с диагнозом «Детский аутизм» и 5 несовершеннолетних с диагнозом синдромом Аспергера. Для сравнения в 2016 году по итогам года было зарегистрировано 200 несовершеннолетних с диагнозом «Детский аутизм». В динамике за два года наблюдается тенденция к увеличению инвалидности среди детей с диагнозом аутизм. Это может быть связано с повышением уровня диагностики психических заболеваний у детей и доступностью психиатрической и психотерапевтической помощи на территории округа.

Куда можно обратиться родителям за медицинской помощью в окргуе - Контактная информация по учреждениям психоневрологического профиля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, куда можно обратиться и проконсультироваться по вопросам здоровья и развития ребенка.

БУ ХМАО - Югры «Ханты-Мансийская клиническая психоневрологическая больница», г. Ханты-Мансийск ул. Гагарина, д. 106 8-(3467) 393-260 8-(3467) 393-200 /т.ф./

БУ ХМАО - Югры «Нижневартовская Психоневрологическая больница», г. Нижневартовск ул. Интернациональная, д. 39-в 8-(3466) 260-040, 8-(3466) 464-099 /т.ф./

БУ ХМАО – Югры «Сургутская клиническая психоневрологическая больница», г. Сургут ул. Юности, д. 1 8 (3462) 35-81-04/т.ф./

БУ ХМАО - Югры «Советская психоневрологическая больница», Советский район п. Алябьевский (промзона) 8-(34675) 4-37-44, 39-009 /т.ф./

БУ ХМАО - Югры «Психоневрологическая больница имени Святой Преподобномученницы Елизаветы», г. Мегион ул. Садовая, д. 3, 8-(3464) 332-923, 8-(3464) 334-040 /т.ф./

Дополнительно информацию можно узнать в единой социально-психологической службе «Телефон доверия» 8-800-101-1212 и 8-800-101-1200.

Пресс-служба БУ ХМАО - Югры
«Ханты-Мансийская клиническая
психоневрологическая больница»

Возврат к списку