Стимуляция речевой активности детей раннего возраста как средство преодоления задержки речевого развития

Стимуляция речевой активности детей раннего возраста  как средство преодоления задержки речевого развития

Овладение речью - это сложный многосторонний психический процесс, становление которого происходит с момента рождения ребенка.

В последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Очень важно во время выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как можно раньше. Успешность развития ребенка зависит от активной позиции родителей, которые на данном этапе играют ведущую роль в коррекции любых отклонений в становлении его психической деятельности.

В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с малышом, которое становится важнейшей предпосылкой становления вербальных, то есть речевых форм коммуникации. С помощью специальной литературы родители могут организовать правильное общение со своим ребенком, изменить условия его воспитания, стимулировать желательные поведенческие проявления.

Признаки речевого неблагополучия после 1,6 года: отсутствие или малый пассивный словарь; отсутствие специфического детского словаря; отсутствие коммуникативных жестов.

Признаки речевого неблагополучия после 2 лет: отсутствие или малый пассивный словарь; отсутствие специфического детского словаря; отсутствие коммуникативных жестов; отсутствие двухсловных высказываний.

Признаки речевого неблагополучия после 2,5 лет: тенденция к конечному открытому слогу; большой разрыв между пассивным и активным словарем; словарь «языка нянь»; предложения телеграфного стиля; слоговая элизия (невнятное произношение или как «пропущенный звук, слог»); замена гласных.

Признаки речевого неблагополучия после 3 лет: отсутствие предлогов; отсутствие формообразовательных инноваций; длительное сосуществование предложений правильно и неправильно оформленных.

При правильной организации взаимодействия с детьми к 5 - 6 годам большинство из них правильно произносят все звуки родного языка, имеют необходимый для свободного общения словарный запас, полно излагают свои мысли, легко строят сложные предложения, свободно пользуются монологической речью. Дети адекватно используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с другими детьми и взрослыми (договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия при сотрудничестве). Они способны изменять стиль общения со взрослыми или сверстником, в зависимости от ситуации. Дети, не получившие в этом возрасте соответствующего речевого развития, впоследствии, как правило, имеют отставание в темпах речевого развития и проявление вторичных отклонений в психическом развитии.

Обычно большую тревогу у родителей вызывают дети 4 - 5 лет с нарушениями звукопроизношения, либо дети с общим недоразвитием речи, когда нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Коррекционная работа с такими детьми осуществляется достаточно успешно, поскольку используемые в работе методики хорошо известны и отработаны.

Но в отдельных случаях к логопедам обращаются родители трёхлетних малышей. Они обеспокоены тем, что их дети никак не перейдут от лепета к словам, их речь значительно отстаёт от уровня развития речи сверстников. Овладение речью у них задерживается по времени. При этом физический слух и двигательные функции сохранны. «Он всё понимает, но не говорит», - так характеризует мама своего ребёнка. Родители жалуются, что малыш почти не играет в игрушки, редко проявляет интерес к детским песенкам, почти не рассматривает книжки и не слушает, когда ему читают или рассказывают; неохотно повторяет слова и предложения, которые слышит, а на просьбу повторить слово - молчит. Ему безразлично, понимает ли его кто-то. Если во время не обратить внимания на эти проблемы, они могут исказить дальнейшее становление речи и личности ребенка.

По мнению специалистов, специально организованные упражнения в процессе предметно-практической, игровой деятельности позволяют предупредить отставание в темпах развития речи. Особенно эффектна специально-организованная деятельность взрослого с детьми в сензитивный для речи период: в возрасте от 1,5 до 3 лет, когда идёт активное становление речевой функции.

Реальную и полноценную помощь малышу могут оказать те лица, которые постоянно взаимодействую с ним, используя в игровой и предметно-практической деятельности с ребёнком специальные приёмы развития речи и стимуляции речевой активности и речевого общения.

Основные задачи: 1) Развитие мотивационной основы речевой деятельности; 2) Формирование имитативных способностей (мотивация - побудительная причина, повод к какому-либо действию, поступку; имитация - подражание способности воспроизводить речь).

В ходе игры и общения прежде всего, необходимо добиться, чтобы у ребёнка появилась потребность в общении.

Помните, нельзя использовать прямые инструкции «Скажи», «Повтори»!

Приемы и игры отраженной речи - имитации речи взрослого ребенком:

1. Диалог - образец

Речь взрослого в общении с ребенком имеет ярко выраженную диалогическую структуру, где центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребёнку, на который он сам же и даёт ответ.

- Что я взяла? - Чашку.

- Что это такое? - Чашка.

- Что я поставила? - Чашку.

(можно если собираетесь идти гулять, проговаривать все то, что вы делаете, одеваете) и т.д.

2. Разговор с самим собой

Взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребёнок находится рядом. «Где платье? Вот платье. Платье на стуле. Платье красивое. Таня наденет платье» и т.п.

3. Параллельный разговор

Взрослый описывает все действия ребёнка: что он трогает, видит, слышит.

4. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка

Не спешить, сразу же выполнить желание малыша: дайте другую игрушку, а не ту, на которую он молчаливо указывает. Взрослый временно становится «глухим», «глупым»: «Я не понимаю, что ты хочешь: мишку, куклу, юлу?». «Непонятливость» взрослого будет первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет.

5. Распространение

Взрослый продолжает и дополняет всё сказанное ребёнком, но без принуждения его к повторению.

Ребёнок: «Сок»

Взрослый: «Да, сок», «Яблочный сок очень вкусный», «Сок наливаю в кружку».

6. Приговоры

Использование в совместной деятельности игровых песенок, потешек, приговоров. Цель большинства произведений устного народного творчества - развитие двигательной активности малыша, которая тесным образом связана с формированием речевой активности. Подражая взрослым, дети начинают играть словами, звуками.

7. Выбор

Задавать вопрос так ребёнку, чтобы в ходе ответа он использовал речь. Потребность ребёнка удовлетворяется только после речевых реакций. «Ты хочешь играть мячиком или машинкой?», «Что ты будешь пить - молоко или чай?»

8. Поручения

Взрослый обращается к ребенку с просьбой принести тот или иной предмет, игрушку, предварительно переставив его на недоступное для ребёнка место. В такой ситуации ребёнок вынужден обратиться к взрослому.

9. Опосредованное общение

В процессе игр или ухода за животными взрослый поощряет ребенка к простейшим высказываниям: «Угости зайку чаем. На, Зайка, чашку, пей чай», «Уложи куклу в кровать. Спой ей песенку. Баю-бай, Катя, баю-бай».

10. Игры с природным материалом

Уже на первом году жизни ребенок проявляет интерес к песку, воде, глине, дереву, бумаге. В этом заключен большой смысл: ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его функции, то есть стремится к саморазвитию. Это оказывает огромное влияние на рост речевой деятельности.

11. Продуктивные виды деятельности

Рисование, лепка, аппликация, конструирование способствует появлению речевой активности ребенка. Проблемные ситуации, возникающие во время продуктивной деятельности («забыли» положить лист бумаги или карандаш), вынуждают ребёнка просить недостающее, то есть проявлять речевую инициативу.

12. Ролевая игра

Дети с большим интересом играют в элементарные сюжетно-ролевые игры, организованные взрослыми («Телефон», «Поезд», «Дочки - матери», «Магазин», «Рыбалка» и т.д), эти игры очень хорошо стимулируют речевое развитие малышей.

13. Музыкальные игры

Музыкальные инструменты, шумовые игрушки, игры с пропеванием потешек, скороговорок («Каравай», «По кочкам», «Во саду ли в огороде», «Гуси-лебеди», «Море волнуется»). Они стимулируют желание ребёнка двигаться, подпевать, вызывая положительные и яркие эмоции.

14. Похвала

Очень важно и нужно хвалить и демонстрировать достижения ребёнка в его присутствии другим членам семьи, это стимулирует и вызывает потребность и желание в речевом общении. Не бойтесь перехвалить ребенка. Если у ребенка не получается, никогда не ругайте его.

15. Развитие Артикуляционной моторики

В ходе повседневной жизни или режимных моментов (умывания, еды). Например: во время умывания ребенка учат полоскать рот водой с сомкнутыми губами, полоскать горло, выпускать тонкую струйку воды через плотно сомкнутые губы, язычком проверять, чисто ли вычищены зубы и другие задания. Во время еды можно попросить ребенка облизать ложку, постепенно увеличивая расстояние между ним и ложкой, вылизать блюдце, а еще лучше пиалу, показать, как кошка лакает языком молоко и т.д. Оказался ребенок у зеркала - хороший повод сделать артикуляционную гимнастику мы - клоуны и будем строить смешные и страшные рожицы. Поиграли в лошадок - поцокали язычком, поиграли в слона - вытянули губы вперёд, как хобот, поиграли в тигра - показали все зубы в оскале.

Взрослый должен категорически избегать оценок и указаний типа «Неправильно!» «Скажи еще раз!», «Повтори», «Следи за собой».

Следите, чтобы игра и общение с вами доставляли ребенку удовольствие!

Таким образом, замедленный темп речевого развития у детей раннего возраста можно успешно преодолевать, используя данные игровые приёмы. Они помогут стимулировать речевую активность ребенка и позволят компенсировать речевое недоразвитие еще до поступления его в школу.

Список используемой литературы:

  1. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? Книга для тех, кому это интересно/О.Е. Грибова.-М.:Айрис – пресс, 2004.- 48 с.
  2. Томилина С.М. Моторная алалия. Лекции.
  3. http://открытыйурок.рф/статьи [Интернет - источник]
  4. http://ds-5-o.ucoz.ru [Интернет - источник]

Исполнитель:

Логопед кабинета развития речи

БУ ХМАО-Югры «ХМКПНБ»

Н.М. Соляртовская


Возврат к списку