Трудоустройство людей с расстройствами аутистического спектра

Трудоустройство людей с расстройствами аутистического спектра 1. Мероприятия, направленные на содействие занятости инвалидов с расстройствами аутистического спектра (далее – с РАС)
ВХанты-Мансийскомавтономном округе - Югре реализуются мероприятия, направленные на создание занятости инвалидов, предусмотренных государственной программой автономного округа «Содействие занятости населения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года» (постановление Правительства автономного округа от 09.10.2013 № 409-п), в том числе:
- Профессиональная ориентация, социальная адаптация на рынке труда и психологическая поддержка безработных граждан.
- Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан из числа трудоспособных инвалидов, зарегистрированных в центре занятости в целях поиска подходящей работы.
-Мероприятия по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов: помощь инвалиду (I и II группы инвалидности) в составлении резюме, направления его потенциальным работодателям, обучение инвалида навыкам самопрезентации, сопровождение на собеседование, поиск и подбор работодателей, помощь при прохождении первичного медицинского осмотра при приеме на работу, сборе и оформлении документов для трудоустройства, формирование маршрута передвижения до места работы, оказание помощи работодателю при проектировании рабочего места для инвалида и т.д.
Услугу оказывают социально ориентированные некоммерческие организации, созданные в форме общественной организации, автономной некоммерческой организации, на основании соглашения о предоставлении субсидии по результатам конкурса социально значимых программ по оказанию услуги «Организация сопровождения при содействии занятости инвалидов».
Для инвалидов услуга предоставляется бесплатно.Продолжительность оказания услуги до 6 месяцев.
- Стажировка инвалидов молодого возраста (18 – 44 года) и инвалидов, получивших инвалидность впервые (мужчины от 16 до 59 лет, женщины 16 до 54 лет): работодателю за счет средств бюджета автономного округачастично возмещаются расходы по оплате труда инвалида и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на компенсируемый фонд оплаты труда (до 6 месяцев), оплате труда наставника.Стажировка предполагает временное трудоустройство инвалидов на период до 6 месяцев.
-Трудоустройство инвалидов на квотируемые рабочие места, в том числе финансирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов в других организацияхв соответствии с заключенными договорами (статья 6 Закона автономного округа от 23.12.2004 № 89-оз «О гарантиях трудовой занятости инвалидов вХанты-Мансийском автономном округе – Югре»).
-Содействие трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места:работодателю за счет средств бюджета автономного округа возмещаются затраты на оснащение (дооснащение) постоянных (в том числе специальных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
- Наставничество для адаптации инвалидов на рабочем месте: для работодателей, создающих оборудованное рабочее место для инвалида или трудоустраивающих инвалида на стажировку, предусмотрено предоставление компенсацииза счет средств бюджета автономного округа расходов по оплате труда наставника, осуществляющего регулярную помощь инвалиду.
- Содействие трудоустройству на временные рабочие места (оплачиваемые общественные работы, временные работы для безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время, организация стажировки выпускников, организация временного трудоустройства иных категорий граждан (пенсионного возраста, коренных малочисленных народов Севера) - с предоставлением работодателям, организующим временные рабочие места, компенсации части затрат по оплате труда и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на компенсируемый фонд оплаты труда).
- Гибкие формы занятости и надомного труда.Данная форма работы предусматривает поиск работодателя, который готов создать рабочие места с применением гибких форм занятости, включая надомный труд и представление инвалидам субсидии на приобретение инструментов, материалов и сырья, необходимого для осуществления ими трудовой деятельности на организованных рабочих местах.
- Организация специализированных ярмарок вакансийдля инвалидов.
-Самозанятость безработных граждан из числа инвалидов: предоставление гражданину единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства в размере не более 88,2 тыс. рублей, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
2. Сильные сторонылюдей с РАС, на которые можно опираться при трудоустройстве
Несмотря на то, что в некоторых сферах люди с РАС испытывают определенные трудности, многие их способности могут оказаться очень полезными для разного рода работы, а особенности, вызванные их нарушениями, нередко оказываются положительными качествами в рамках той или иной профессии. Каждый человек с РАС уникален, и многие из них обладают определенными особенностями и в некоторых областях навыками высокого уровня. Среди подобных навыков можно перечислить:
Глубокие фактические знания в необходимой области, обладание профильными техническими навыками и соответствующими интересами. Поскольку люди с РАС склонны глубоко погружаться в интересующую их профильную область, как правило, они обладают обширными фактическими познаниями в выбранной сфере. Кроме того, они способны и дальше развивать навыки в профильной области, особенно если это техническая сфера работы, а также они обладают выдающимися способностями в навыках систематизации, в понимании систем и схем, основанных на ясных правилах.
Исключительная способность сосредотачиваться и отлично справляться с задачами, требующими многократного повторения. Как правило, люди с РАС с удовольствием выполняют задачи, требующие внимания к мелочам и способны работать целенаправленно, не отвлекаясь и уделяя максимальное внимание деталям.
Людям с РАС могут очень хорошо подойти должности, которые часто не подходят многим обычным людям, например, должности, подразумевающие выполнение однообразной работы, требующей повторяющихся действий или должности, предполагающие изолированность от общества в силу характера работы или места ее расположения.
Отличная память и умение протоколировать. У людей с РАС, как правило, очень хорошая память и развитая способность протоколировать.
Способность находить оптимальные решения для поставленных задач. Люди с РАС предпочитают логический и структурированный подход к работе и склонны к образному мышлению. Им часто нравится находить лучшие решения для поставленных задач, и они могут предложить ряд новых идей и подходов к выполнению своей работы.
Надежность, преданность компании, в которой они работают, и высокие показатели присутствия на рабочем месте. Часто люди с РАС очень добросовестны и серьезно относятся к выполнению данных им задач, а также пунктуальны, честны и искренни. К примеру, их показатели присутствия на рабочем месте нередко выше, чем у их обычных коллег.

3. Как сделать процедуру устройства на работу доступной для людей с РАС
Так как людям с аутизмом присущи характерные трудности в общении и социальном взаимодействии,им нужна специальная помощь при прохождении собеседования.
Анкета при приеме на работу.В стандартную анкету следует включить отдельную графу, кудалюди с аутизмом могли бы написать о необходимых им корректировках в процессе приемана работу и приспособлениях на рабочем месте, которые помогут им преодолеть возможныебарьеры и трудности.
Собеседование. Собеседование может подвергнуть человека с РАС особенному стрессу.Трудности при общении, сенсорные проблемы и перспектива знакомиться с новыми людьмив непривычной обстановке представляют для таких людей сложность. Следует заранее проинформировать соискателя с аутизмом о членах отборочной комиссии (сообщить их именаи должности), рассказать, где именно будет проходить собеседование и что можно от негоожидать. Кандидата стоит также спросить, нужны ли ему определенные корректировки и приспособления в комнате, где будет проходить собеседование, например, изменения в освещениии расположении мест, где будут сидеть все участники собеседования.
Рекомендации, которые стоит учитывать во время собеседования
 Дать соискателю возможность заранее подготовиться к беседе, которая его ожидает, например,ознакомиться со списком вопросов, которые ему зададут.
 Немногословное собеседование, состоящее из четких из прямых вопросов и просьб приводитьконкретные примеры, а затем ряд практических испытательных заданий – хороший способ проверить навыки и пригодность для работы соискателя с аутизмом.
 В разговоре следует избегать идиом и чересчур абстрактных суждений, так как люди с аутизмомсклонны буквально понимать все, что им говорят (например: «не видит дальше своего носа», «рубить с плеча»).
 Людям с РАС может быть непросто ответить на гипотетические или абстрактные вопросывроде «Кем Вы себя видите через 10 лет?», поскольку они, как правило, с трудом представляютсебе перспективы на будущее.
 Вопросы, требующие развернутого ответа, тоже могут вызвать сложности, так как люди с аутизмом часто затрудняются определить, что именно следует рассказать о своем опыте и насколькоподробную информацию нужно предоставить.
 Стоит разрешить соискателю прийти на собеседование с помощником, который мог бы переформулировать задаваемые вопросы, чтобы человек с аутизмом понимал их точно и правильно.
 Имеет смысл дать соискателю больше времени на выполнение письменных заданий, которыедолжны состоять из коротких и четких вопросов.
 Также, соискатели могут завоевать расположение нанимателя, продемонстрировав результатысвоей предыдущей работы или практические навыки.

4. Возможные идеи для адаптации на рабочем месте
Речь/коммуникация
Люди с РАС могут испытывать трудности при общении с коллегами и руководителями.
 Заранее предоставляйте список тем, которые будут обсуждаться на рабочих встречах, чтобы облегчить коммуникацию.
 Заранее уведомляйте о дате рабочих встреч, когда сотруднику нужно будет говорить, чтобы уменьшить или предотвратить возможную тревожность.
 Позвольте сотруднику предоставить письменный ответ вместо устного.
 Позвольте сотруднику прийти на рабочую встречу с коллегой или представителем (наставником), чтобы уменьшить или предотвратить возможные страхи.
Управление временем
Люди с РАС могут испытывать сложности в управлением временем. Эти ограничения могут повлиять на их способность вовремя выполнять рабочие задачи. Им также может быть сложно подготовиться или начать выполнение рабочих задач.
 Разделяйте крупные задачи на несколько небольших шагов.
 После постановки задачи установите таймер, который сработает после окончания отведенного на нее времени.
 Предоставьте письменный список задач или последовательности действий для самопроверки.
 Научите сотрудника эффективно пользоваться карманным или компьютерным органайзером.
 Используйте настенный календарь, где отмечены сроки сдачи работы.
Структура компании, правила поведения на рабочем месте и дисциплина
У людей с аутизмом могут возникнуть сложности с пониманием абстрактных концепций, таких как корпоративная структура, иерархия ответственности, правила отчетности и других структурных элементов рабочего места.
 Объясните сотруднику корпоративную структуру, используя визуальные подсказки и четкие описания структуры должностей и отчетности. Не предполагайте, что сотрудник поймет корпоративную структуру, просто просмотрев штатное расписание.
 Обсудите с сотрудником принятые правила поведения на рабочем месте.
 Адаптируйте подход к руководству, чтобы лучше подготовить сотрудника к обратной связи по его работе, дисциплинарным действиям и другой рабочей коммуникации.
 Приводите конкретные примеры ожидаемого поведения на рабочем месте.
 Приводите конкретные примеры для объяснения последствий за нарушение правил компании.
 Используйте программу ориентации новых сотрудников на рабочем месте, если такая служба существует в компании.
Эффективная работа с непосредственным руководителем
 Предоставляйте сотруднику список дел на день и ежедневную обратную связь по его работе.
 Применяйте положительное поощрение.
 Сообщайте сотруднику, в каких областях ему нужно улучшить свою работу, придерживаясь справедливой и последовательной манеры общения.
 Четко формулируйте свои ожидания и возможные последствия за несоответствие этим ожиданиям.
 Помогайте сотруднику расставлять приоритеты в выполнении задач.
 Поручайте задачи устно или письменно, в зависимости от особенностей восприятии сотрудника (например, используйте письменные списки дел).
 Поручайте новые задачи последовательным и предсказуемым образом.
 Определяйте для сотрудника долгосрочные и краткосрочные цели.
 Модифицируйте стиль проведения встреч с сотрудником, ведения бесед или решения вопросов дисциплины.
Взаимодействие с коллегами
 Проведите тренинг с сотрудниками на понимание различных видов инвалидности.
 Позвольте сотруднику работать из дома, когда это возможно.
 Помогите сотруднику «освоиться», назначив ему наставника из числа коллег.
 Не требуйте обязательного посещения чисто социальных мероприятий для сотрудников.
 Позвольте сотруднику перевестись в другую группу или отдел при необходимости.
 Воспринимайте сотрудника с аутизмом как часть команды.
 Создайте возможность дистанционной работы и общения с коллегами для сотрудника, если это возможно.
 Разрешите использование альтернативной коммуникации для обсуждения рабочих вопросов, в частности, с помощью электронной почты, чата или SMS-сообщений.
Концентрация внимания
Люди с РАС могут страдать от сниженной концентрации внимания и могут легко отвлекаться на посторонние факторы, такие как болтовня других сотрудников, перемещения других людей по офису и обычные звуки, такие как работа копировальной машины.
 Предложите сотруднику противошумные наушники для работы.
 Используйте в офисе шумопоглощающие перегородки.
 Предоставьте устройство для белого шума (повседневный шум: шум листвы, звук дождя, звуки ночи, шум ручья, гул метро).
 Выделите сотруднику с аутизмом рабочее место, наиболее удаленное от источников шума.
 Модернизируйте рабочее место таким образом, чтобы минимизировать отвлекающие шумы.
 Выделите сотруднику рабочее место, наиболее удаленное от зрительных раздражителей.
 Уменьшите количество посторонних предметов в рабочем пространстве.
 Для уменьшения зрительных раздражителей установите перегородки между рабочими местами.
 Модернизируйте рабочее место для минимизации зрительных раздражителей.
 Если человека сильно беспокоят тактильные раздражители, попросите других сотрудников избегать неожиданных физических контактов, например, не подходить сзади и не прикасаться к нему, чтобы привлечь внимание.
 Разрешите удаленную работу.
Социальные навыки
Люди с РАС могут испытывать трудности в обычных социальных ситуациях на рабочем месте. Это может проявляться в перебивании других людей во время работы или разговора, трудностях с восприятием информации на слух, недостаточном контакте глазами во время общения или трудностях в интерпретации обычного языка тела или невербальных сигналов. Это может повлиять на способность человека придерживаться принятых правил поведения, эффективную работу с руководством или взаимодействие с коллегами и клиентами.
 Предоставьте наставника на рабочем месте для понимания сложных социальных ситуаций.
 Предоставляйте конкретные примеры приемлемого поведения и возможных последствий для всех сотрудников.
 Признавайте и награждайте приемлемое социальное поведение, чтобы закрепить его.
 Обсудите с сотрудником правила поведения на рабочем месте, чтобы избежать возможных инцидентов.
 Поощряйте желательные социальные навыки у всех сотрудников.
Организация и определение приоритетов
Людям с РАС может быть трудно оставаться организованными и определять приоритеты на работе. Сотруднику может понадобиться помощь в подготовке к такому сложному поведению как планирование, постановка целей и выполнение задачи.
- Используйте систему цветовых кодов для папок, проектов или отдельных дел.
- Используйте таблицу на неделю, в которой будут указаны дела на каждый день.
- Используйте органайзеры на рабочем месте.
- Используйте наставника на рабочем месте для обучения/поощрения навыков самоорганизации.
- Попросите другого сотрудника выступить в роли наставника и помочь сотруднику с аутизмом.
- Позвольте непосредственному руководителю сотрудника самому расставлять приоритеты для поставленных задач.
- Поручайте сотруднику новый проект, только когда старый проект сдан.
- Предоставьте «шпаргалку» со списком самых приоритетных дел, проектов и так далее.
Память
Люди с РАС могут испытывать проблемы с памятью, которые могут повлиять на их способность выполнять рабочие задачи, помнить о важных поручениях или вспоминать обязанности на сегодняшний день. Они также могут испытывать трудности в запоминании и распознавании человеческих лиц.
- Предоставляйте инструкции в письменном виде.
- Разрешите брать дополнительное время на обучение новым задачам.
- Предоставляйте сотруднику устные подсказки.
- Используйте письменные описания для сложных задач (например, как закрыть помещение, войти в систему и так далее).
- Предоставляйте подсказки в виде изображений.

Материал предоставлен Департаментом труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Скачать данную информацию возможно по ссылке http://hmkpnb.ru/news/1540/

Возврат к списку