Последствия детских наказаний… Понять и уберечь!

Детство является таким периодом в жизни каждого человека, когда закладываются основы личностной активности, личностные свойства и ценности, определяющие качество будущей жизни. По мнению специалистов, можно выделить три основные сферы отношений, в которых, с одной стороны, происходит социализация детей, с другой – ребенок подвергается риску насилия: семья, сфера образования, государственные учреждения интернатного типа и сфера микросоциальных отношений [Вострокнутов Г. Н.].

По исследованиям центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, 60-70% детей 6-7 лет терпят жестокое обращение в семье.

Насилие – это система поведения одного человека для сохранения власти и контроля над другим разными способами (изоляция, запугивание, манипулирование, угрозы, эмоциональное насилие, экономическое насилие, пренебрежение нуждами, физическое насилие, сексуальное насилие).

К ближайшим последствиям относят травмы и острые психические расстройства, к отдаленным последствиям, нарушение физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, нарушение социализации и интеграции в общество.

Какие факторы побуждают человека к насилию над ребенком?

· Детство обидчика. Примерно 20% тех, кто совершал насилие над детьми, в детстве также подвергались избиениям и другим формам насилия.

· Употребление обидчиком алкоголя или наркотиков: дети, у которых родители пьют, в 4 раза больше подвергаются насилию со стороны родителей, в 5 раз повышается риск их избиения, в 10 раз - эмоционального насилия, по сравнению с теми детьми, у которых родители не пьют.

· Семейный стресс: разрушение семьи может стать причиной насилия над ребенком.

· Социальные факторы: что именно в большей степени влияет на то, что ребенок подвергается насилию? Упадок моральных ценностей или чрезмерное насилие, которое освещается по телевизору, Интернету или в газетах.

Сегодня дети подвергаются воздействию насилия и с телевизионных экранов. Под экраном мы подразумеваем экраны ТВ, видео, компьютерные игры, а также Интернет.

По результатам исследования в США, молодежь проводит у экранов телевизоров от 16 до 17 часов в неделю, начиная с 2-летнего возраста. Если в доме добавляются диски и видеоигры, некоторые подростки могут проводить у экранов телевизоров от 35 до 55 часов в неделю.

У нас нет основания считать, что опрос среди городских школьников и студентов России дал бы совершенно другую статистику.

Что же смотрят наши дети, и в какие компьютерные игры играют:

• 61% программ содержит насилие;

• 26% насилия показывают с применением оружия;

• 22,4% всех музыкальных клипов включают те или иные виды насилия;

• Каждый год подростки слышат около 15000 шуток и намеков, касающихся секса.

• Интернет содержит большое количество порнографических сайтов.

• Показ алкоголя, сигарет или наркотиков присутствует в 70% программ, а также в 38 из 40 самых популярных фильмов и в половине всех музыкальных видео.

Нет еще фундаментального труда о вреде экранного насилия на психику ребёнка, но некоторые исследования показывают, что дети, которые часто получают воздействие насилия с экранов, имеют общие характеристики:

• Копируют то, что видят на экране и сами начинают себя вести насильственным образом;

• Копируют грубую речь;

• Получают представление о том, что насилие - это нормально и является неотъемлемой частью каждодневной жизни;

• Или же становятся более робкими и боязливыми.

Длительное сидение перед экраном телевизора или компьютера также уменьшает физическую активность, чтение и общение с друзьями. Санитарные правила и нормы СанПиН (2.2.2.542-96) сообщают, что, непрерывная длительность занятий непосредственно за компьютером не должна превышать в начальной школе 15 минут, в среднем звене 25 минут, а в старших классах 50 минут. В дошкольных учреждениях продолжительность занятий с использованием развивающих компьютерных игровых программ для детей 5 лет не должна превышать 7 минут и для детей 6 лет - 10 минут. Соответственно детей до 5 лет к компьютеру и Интернету приобщать не желательно, взрослым максимально допустимо пользование ПК до 3-х часов с ежечасным перерывом до 15 минут. Задумайтесь, сколько времени за компьютером проводят ваши дети, и в какие игры они играют?

Каковы же последствия детских наказаний?

Если с ребенком подолгу не разговаривали. Лишиться общения - для него самое суровое испытание. Ребенок и без того не может справиться с чувством вины, истязая себя сомнениями. В трудную минуту, как никто иной, ребенок нуждается в близком человеке, которому можно довериться.

Поэтому во взрослой жизни ребенок может стать невыносимо болтливым, его угнетает сама перспектива остаться не услышанным. Он как бы ожидает, что вот-вот в разговор вмешаются родители и скажут: «Замолчи! Мы не хотим с тобой разговаривать». Наверное, поэтому собеседники такого человека воспринимают его как невыносимого зануду, по десять раз повторяющего одно и то же.

Если родители применяли телесные наказания. Родители не задумываются, какой метод воспитания ребенку подойдет лучше. Они просто бьют его, часто в целях профилактики, решая, таким образом, сразу две проблемы устрашая ребенка и обеспечивая себе эмоциональную разрядку. Часто мера наказания зависит от количества родительских неудач в личной жизни или в карьере.

Кара неизвестно за что, за какие провинности может грянуть как гром среди ясного неба. Этим вы лишаете ребенка активной деятельности. Уже начав ту или иную деятельность, он с опаской думает: «А не лучше ли вовремя остановиться, чтобы не попасть под удары?» Его природная спонтанность, не находя выхода, проявляется в неожиданных всплесках неуправляемого возбуждения. Это как раз та энергия, которая могла быть использована в мирных целях. Но именно к мирной жизни ваш ребенок и не был приучен.

Если ребенка стыдили при друзьях и знакомых или публично сравнивали с другими детьми далеко не в его пользу, то эти замечания натолкнут ребенка на мысль о том, что он неудачник. Поощрения и похвала придают такому ребенку крылья, общественное же порицание подрезает эти крылья, и свою фантазию он направляет на выдумывание разнообразных оправданий, объясняющих родителям, почему в очередной раз его постигла неудача.

Если родители ограничивали свободу ребенка. Многие родители мечтают, чтобы их дети ходили по струнке. Запрещая ребенку участвовать в общих шумных играх с друзьями, вы испытаете его тягу к свободе, закаляете веру в то, что он ни с чем не справится без вашей помощи, подрываете его авторитет перед сверстниками. Постепенно жажда свободы вытесняется у ребенка стремлением убежать от зависимости любой ценой. Однако, оказавшись в очередной раз в трудной ситуации, он в глубине души полагается на помощь всемогущих родителей - надеяться на себя ребенок так и не привык.

Если ребенка лишали любимого занятия. Больше всего ребенок ценит свои увлечения, вкладывая в них всю душу. Догадываясь об этом, родители в качестве наказания отбирают у ребенка любимые игрушки, книги, конструкторы и т.д. – разлучают его с интересным занятием. Такие воспитательные меры приводят к тому, что эмоционально ребенок отстраняется от окружающих, чтобы обезопасить себя от возможных разочарований и боли, когда уже больше никто, не помешает ему заниматься любимым делом. Ребенок ни находит доводов, убеждающих его хоть на каплю больше доверять людям. Научившись при малейшей опасности уходить в себя, он уже вряд ли попадется на чью-то удочку.

Если родители подолгу читали нотации. В результате у ребенка и без того обостренное чувство совести становится еще острее. Нотациями родители добиваются лишь усиления вины сверх меры и вынуждают считать все благие намерения чем-то грязным, постыдным и в какой-то степени опасным. У ребенка вырабатывается привычка заранее извиняться и оправдываться перед всеми подряд, что не придает ему веса в собственных глазах и уж точно не способствует уважению окружающих. Чужой гнев, раздражение и нетерпение он рассматривает, как попытку отторгнуть его и лишить своего расположения. В такие минуты ребенок чувствует себя несчастным. Испив горькую чашу самоунижения до дна, любовь к себе ребенок считает роскошью, а не нормальным явлением.

Если родители обрушивались на ребенка с криками и руганью. Ребенок благоговейно относится к своей значимости и дорожит своим статусом. Родительские крики и ругательства в его адрес каждый раз вдребезги разбивают его хрупкую самооценку. После очередного шквала нападок ребенок обнаруживает себя одиноко стоящим среди испорченных вещей и обломков. Самое печальное, что этот детский опыт перейдет в его взрослую жизнь. По поводу и без повода он будет обрушиваться с ругательствами и язвительными замечаниями на окружающих, вызывая ответный огонь на себя.

Если ребенка ставили в угол, он болезненно воспринимает любые замечания в свои адрес, на всякий случай обособленно держится от остальных детей и большей частью молчит, дабы случайным образом не навлечь на себя гнев. Ребенок опасается, что в разгар веселья, если это праздник, прозвучит грозный родительский возглас: «Сейчас же встань в угол». Больше всего он жаждет чуткого отношения к себе, но его отстраненное проведение вряд ли кому-нибудь навевает мысль об этом.

Если ребенка оставляли без десерта и сладкого, он привыкнет наедаться впрок и иметь все необходимое на всякий случай под рукой. Так зарождается неуемная страсть к накопительству и обжорству. Главная забота ребенка - получать удовольствия без задержек и перерывов. Это приучает ребенка сохранять достигнутые успехи, но отбивает желание стремиться к новым.

Что же вместо наказания?

• Если вы не знаете, как поступить с ребенком в той или иной ситуации, задайте ему соответствующий вопрос. Но не так «Выпороть тебя сегодня за это или нет?», а как бы советуясь: «Если мальчик совершил плохой поступок, как отреагируют на это окружающие?» Ребенок сам даст совет. Или, например, ребенок не хочет надевать теплую шапку, вы вместо насилия или скандала спросите «Как там на улице? Холодно? Что маме, сегодня надеть?»

• Детские капризы и упрямство чаще всего возникают на почве дефицита доверия или уважения к личности ребенка со стороны родителей. Попробуйте найти сначала изъяны в себе.

• Чаще хвалите ребенка. Говорите ему «спасибо» за все добрые дела, за помощь взрослым. Этот совет прост, но попробуйте подсчитать, сколько раз в день вы отдали ребенку распоряжение в форме окрика, приказа, запрета. А сколько раз ласково? Сколько попросили у него советов? Контролируя себя, таким образом, число конфликтов с ребенком можно свести к минимуму.

• Любые отрицательные черты характера, привычки можно направить в «нужное русло».

• Если ребенок капризен и из-за этого приходится часто его наказывать, то придерживайтесь следующих правил:

• Постарайтесь понять причину каприза, гнева;

• Если «сцена» только начинается, постарайтесь отвлечь ребенка (особенно маленького);

• Если не удалось отвлечь ребенка, оставьте его на некоторое время в покое, не обращайте внимания на его капризы, старайтесь оставаться совершенно спокойными;

• Выберите правильную тактику поведения с детьми и придерживайтесь ее, начиная с самых первых капризов ваших малышей;

• Обращайте внимание на свое эмоциональное состояние, если вы нервничаете, то ребенку это быстро передается, а он не умеет сдерживаться;

• Никогда не шантажируйте детей. Нельзя утверждать «Если ты не замолчишь, я не буду тебя любить». Таким образом, вы учите ребенка говорить неправду;

• Когда ребенок перестанет капризничать, поговорите с ним ласково. Не отождествляйте его с проступком, уверьте, что вы его любите, а вот поступок его вас огорчил.

· Используйте «телефон доверия» как одну из наиболее адекватных форм психологической помощи, в том числе с подростками, пострадавшими от насилия. Она обеспечивает анонимность, искренность, снимает страх унижения и различных санкций, дает возможность подростку прервать контакт, если он нежелателен.

Как предотвратить жестокое обращение с ребенком?

Внимательно слушайте ребенка, дайте понять, что с вами можно обсуждать любые проблемы. Познакомьтесь с друзьями ребенка и их семьями.

Проверяйте всех взрослых, окружающих ребенка: нянек, воспитателей; убедитесь в их профессионализме и квалификации

Объясните ребенку разницу между допустимыми и недопустимыми видами прикосновений

Удачи и благополучия Вам и вашим детям!

Белозерцева Е.А. Мед. психолог диспансерного отделения,

Лабунец Н.Г. Педагог-психолог

кабинета медпрофилатики КУХМКПНД


Возврат к списку