Роль семьи в формировании адекватной самооценки у ребенка

Роль семьи в формировании адекватной самооценки у ребенка Не секрет, что основу самооценки закладывают именно родители, как активные участники и организаторы начальной и самой важной ступени воспитания личности ребёнка. Отношение к себе в первую очередь формируется из модели поведения в семье, т.е как родители относятся друг к другу и от того как они относятся к самому ребенку.
Конечно, огромный вклад в формирование личности так же вносит и окружение: детский сад, школа, кружки, всевозможные хобби и увлечения, общения со сверстниками и взрослыми, но всё же, фундамент в характер ребёнка закладывают именно родители, и этот фундамент в дальнейшем с точки зрения психологии очень сложно откорректировать, а иногда и вовсе не возможно. Именно поэтому формированию самооценки в воспитании детей необходимо уделять особое внимание.

Рекомендации по формированию самооценки для родителей в основном исходят из возрастных особенностей ребенка, например:
Самооценка дошкольников обычно слегка завышена. Это считается абсолютно нормальным, так как малыш только ещё учится оценивать себя.
Задача родителей дошкольников — сформировать высокую самооценку, проявляющуюся в уверенности в своих силах, открытости, коммуникабельности. Как это сделать:
1. Тактично и корректно высказывать замечания, избегая частицы «не» (например, заменить высказывание «у тебя не получилось…», на «у тебя получилось, но…»
2. Создавать для ребёнка ситуации, в которых он сможет достичь успеха: задания в соответствии с возрастом ребёнка.
Самооценка детей младшего школьного возраста становится более адекватной. Обучаясь, дети по-другому смотрят на свои качества, стараясь их оценить правильно (обычно это происходит на втором году обучения в школе). В третьем классе может появиться даже заниженное оценивание себя, но чаще всего у учеников начальной школы наблюдается неустойчивая самооценка. Дети начинают критически относиться к себе, отыскивают свои слабые стороны, видят в своей личности только плохое. А формируется самооценка под влиянием оценок, которые дают педагоги, родители и одноклассники ребёнка в ходе учебно-воспитательного процесса.
Задача родителей детей младшего школьного возраста - ощущать ответственность за то, какие оценки и характеристики они дают детям младшего школьного возраста. Необходимо понимать последствия критики и зацикливания на оценках ребенка.
Самооценка детей среднего школьного возраста характеризуется умением адекватно оценивать себя: успехи, поражения, качества характера. Мнение родителей и учителей отодвигается на задний план, уступая мнению сверстников. Больше всего ученика этого возраста беспокоят вовсе не оценки, а коммуникативные качества, взаимоотношения с одноклассниками.
Задача родителей:
1. Помочь ребёнку познать себя, создав условия для раскрытия его талантов и сильных сторон характера.
2. Важно также поддержать интерес подростка к учёбе. Помните, что жёсткий контроль снизит самооценку школьника. Нужно позволить ребёнку самому контролировать свой образ мышления и поведения.
Самооценка старшеклассников неустойчива. Старшие школьники становятся чрезмерно ранимыми и чувствительными к критике. Они заняты поиском себя, многие из них недовольны внешностью, у некоторых есть романтические переживания, что может стать причины снижения самооценки. Здесь важно родителям выдержать определённый такт и объяснить сыну или дочери, что излишняя самокритика пойдёт только во вред.
Задача родителей - не сравнивать подростка со сверстниками, стараться не критиковать подростка, а поддержать на пути становления и самовыражения.
«О поощрении и похвале»
Ученые выделили сферы деятельности, в которых не стоит хвалить ребёнка:
• за всё, что сделано не своими силами
• за красоту, здоровье, доброту – это природные способности
• за игрушки, предметы, одежду или в случае находки
• из жалости
• из стремления понравиться.
За что же стоит хвалить и поощрять ребёнка?
• За стремление развивать какой-либо природный талант, развиваться, самовыражаться.
• За детские заслуги: хорошие отметки, победу на турнире, успехи в творчестве.
Вот что рекомендуют специалисты родителям, если у ребенка низкая самооценка для повышения самооценки:
1. Спросите у ребёнка совет. Отнеситесь к нему как к равному, последуйте его совету, даже если этот совет далеко не лучший – это придаст вашему ребенку уверенности и ощущения значимости
2. Попросите помощи у ребёнка.
3. Чувствуйте моменты, когда взрослому можно побыть слабым – в воспитательных целях.
В заключение хотелось бы перечислить общие рекомендации по развитию адекватной самооценки у детей:
1. Не ограждайте ребёнка от ежедневных дел и обязанностей, не решайте за него все проблемы, однако и не перегружайте его. Пусть он примет участие в уборке, получит удовлетворение от труда и заслуженную похвалу.
2. Старайтесь ставить перед ребёнком такие задачи, которые ему под силу: он должен почувствовать себя ловким, умелым и приносящим пользу.
3. Не перехваливайте ребёнка, но и не забывайте поощрять, если он этого заслужил. Осуществляйте своевременно похвалу и поощрение за успехи.
4. Подбирайте адекватные виды похвалы и наказания, тогда и самооценка ребёнка будет адекватной.
5. Поддерживайте инициативу ребёнка.
6. Демонстрируйте сами пример адекватного поведения в случае успехов и неудач.
7. Не нужно сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Лучше сравнить его с самим собой: какой он был сегодня, и какой он будет завтра. Оценивайте реально возможности ребенка.
8. Наказывайте и ругайте ребёнка конкретно за какой-то поступок, а не в целом.
9. Знайте, что негативная оценка плохо влияет на интерес и творческие успехи.
10. Ведите доверительные беседы, анализируя поступки.
11. Любите своего ребёнка таким, какой он есть. Безусловное принятие и любовь.
12. Спокойно реагируйте на неудачи.Они есть у всех, и у вас, в том числе они когда-то были.
13. Предоставляйте возможность ребенку почувствовать себя значимым.
Будьте внимательны к своим детям: ваша любовь и интуиция подскажут, как правильно сформировать характер и поднять, в случае необходимости, их самооценку. Поощряйте положительное поведение, хвалите за успехи и вскоре увидите, как уверенно они пойдут по жизни.

Список использованной литературы:
1. http://paidagogos.com/?p=8159 [Интернет-источник];
2. http://www.schoolpsiholog.ru/2015/12/blog-post_12.html [Интернет-источник];
3. http://all-voprosi.ru/rekomendatsii-po-formirovaniyu-samoots/ [Интернет-источник];

Пресс-служба БУ ХМАО - Югры
«Ханты-Мансийская клиническая
психоневрологическая больница

Возврат к списку