Кризис подросткового возраста. Как общаться с современным подростком?

Кризис подросткового возраста. Как общаться с современным подростком? Е.Г.: Елена, добрый день! Снова мы встретились в нашей студии, и эфир сегодня посвящен подростковому кризису. Как можно объяснить родителям, откуда возникает кризис у подростка?
Е.Б.: Здравствуйте, Елизавета. Я расскажу о новообразованиях подросткового кризиса:
Во-первых: появляется реакция эмансипации – то есть чувство взрослости. Во-вторых: возникает реакция группирования – общение со сверстниками, в целях проведения время по интересам. В-третьих: хобби, увлечения. Возможно, ваш ребенок захочет сменить кружок или секцию, он начинает пробовать себя в разных видах деятельности.
Е.Г.: Когда наступает подростковый возраст, не «помолодел» ли он за последнее время, какие психологические изменения происходят с ребёнком в этот период?
Е.Б.: Ранний пубертат приходится на 10-11 лет. Это первоначальный период физиологической и гормональной перестройки подрастающего ребенка. У подростка появляется кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет «Я сам», только теперь это «Я сам» в социальном смысле. В литературе он описан как «возраст второй перерезки пуповины», «негативная фаза полового созревания». Этот период характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности, максимальным разделением «Я» подростка и мира. Кризис относится к числу острых кризисов.
Е.Г.: В какой мере этот кризис опасен для ребенка?
Е.Б.: Подростковый кризис имеет и свой позитивный смысл. Он заключается в том, что, проживая этот период в борьбе за независимость, которая происходит в относительно безопасных условиях и не принимает крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении. Кроме того, у него не только возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.
Е.Г.: Елена Александровна, каковы симптомы данного кризиса?
Е.Б.: Снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Регресс проявляется, когда задается творческое задание, например сочинение в школе. Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания. Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). В этот период происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. К подростку приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток задается конкретными вопросами, его начинают интересовать философские вопросы происхождение мира, человека. Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники. Новое мышление оказывает влияние на речь.
Е.Г.: Иногда у некоторых детей возникает раздражительность и негативное отношение. Елена, как часто у подростков бывает негативное настроение? В каком возрасте бывает у мальчиков и у девочек?
Е.Б.: Иногда этот период называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом 3 лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет. Важно понимать, что кризисные симптомы не проявляются постоянно, это скорее эпизодические явления, хотя порой они повторяются достаточно часто. Кроме того, интенсивность кризисных симптомов и способы их выражения могут существенно различаться.
Е.Г.: В чем выражаются различия?
Е.Б.: Выделяют два основных пути протекания данного кризиса:
1. Кризис независимости, при котором основными симптомами являются строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт, ревность к собственности.
2. Кризис зависимости, симптомами которого являются чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения, что «возвращает» подростка назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности "я ребенок и хочу оставаться им".
Как правило, в симптомах кризиса могут присутствовать обе тенденции с доминированием одной из них. Одновременное присутствие стремления к независимости и стремления к зависимости связано с двойственностью позиции школьника. Подросток в силу недостаточной психологической и социальной зрелости, предъявляя взрослым и отстаивая перед ними свои новые взгляды, добиваясь равных прав, стремясь расширить рамки дозволенного, одновременно ждет от них помощи, поддержки и защиты, ждет чаще всего неосознанно, что взрослые обеспечат относительную безопасность этой борьбы и оградят его от чрезмерно рискованных шагов. Именно в связи с этим избыточно разрешающее отношение часто наталкивается на глухое раздражение подростка, а достаточно жесткий (но при этом аргументированный) запрет, вызвав вспышку негодования, напротив, ведет к успокоению, эмоциональному благополучию.
Е.Г.: Елена, поведение подростка во время кризиса обязательно имеет негативный характер?
Е.Б.: Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.
Ребенок – потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %.
Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.
Е.Г.: Какие факторы влияют на то, что дети настолько разно проходят подростковый период?
Е.Б.: Негативизм является следствием недостатков педагогического подхода. Следует отметить, что трудности воспитания взрослые (родители, учителя) обычно связывают не с кризисом как таковым, когда начинается ломка прежних психологических образований, а с посткризисным периодом. Трудным для окружающих становится период формирования новых психологических образований у подростка, так как перенос на этот возраст прежних воспитательных мер оказывается неэффективным.
Е.Г.: Как реагировать родителям на детское «хамство»?
Е.Б.: Как бы вам родителям не было больно слышать грубые высказывания от детей, сохраняйте спокойный тон. Полное безоценочное принятие. Вспомните себя в возрасте своего ребенка. Помните, ребенок учится общаться, примером для общения семья, родители. Обязательно базовое доверие и эмоциональный контакт между ребенком и родителем. Учитывайте потребности физиологические, безопасность, потребность в любви и принадлежности, уважение, принятии, самоактуализация.

Пресс-служба БУ ХМАО – Югры
«Ханты-Мансийская клиническая
психоневрологическая больница»

Возврат к списку