Цифровое слабоумие – современная болячка «электронного» века

Цифровое слабоумие – современная болячка «электронного» века

Сегодня весь мир помешался на гаджетах: смартфонах, планшетах и прочей цифровой технике. Вместе с ними в мир проникает вирус цифрового слабоумия - новая болезнь XXI века, о которой громко заговорили чуть более 10 лет назад. Термин «digital dementia» пришел из Южной Кореи, раньше всех ставшей на путь оцифровывания страны. Сегодня 83,8% жителей Южной Кореи имеют доступ в Интернет, у 73% корейцев есть смартфон (в США у 56,4%, в России у 36,2%).

Специалисты стали отмечать, что все больше подростков, представителей цифрового поколения, страдают потерей памяти, расстройством внимания, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией, низким уровнем самоконтроля. Исследование показало, что в мозгу этих пациентов наблюдаются изменения, схожие с теми, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции — слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте.

Именно поэтому в современной литературе появился новый терминал «Цифровое слабоумие».

Ц.С.– это нарушения мозговой деятельности влекущее за собой снижение внимания, концентрации, ухудшение памяти в связи с частым или постоянным использованием электронных устройств.

Кто - то скажет, что сейчас совсем другие дети? Да, дети другие, но мозг у них такой же, что был у человека тысячу лет назад, — 100 миллиардов нейронов, каждый из которых связан с десятью тысячами себе подобных. Мозг нужно развивать и кормить. Все наши мысли, действия, решения сложных задач и глубокие размышления оставляют след в нашем мозгу. Ничто не может заменить того, что дети получают от собственного, свободного и независимого мышления, когда они исследуют физический мир и сталкиваются с чем-то новым. Мозг формируется, когда есть внешние стимулы и чем больше их будет — тем лучше для мозга. Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали мир физически, но не виртуально. Это нужно растущему мозгу, как и тысячу лет назад.

Многие из нас настолько привыкли полагаться на гаджеты и всемирную сеть, что перестали запоминать информацию. Проще найти ее в поисковых системах. Вот и проблемы с памятью, количество внешних стимулов ограничивается из-за однообразного времяпровождения в Интернете. Мы не получаем необходимого опыта, чтобы развить достаточно, важные участки мозга, которые отвечают за сопереживание, самоконтроль, принятие решений. В связи с чем, отмирают участки мозга, которые не участвуют в работе.

Суть проблемы в том, что с одной стороны человек (чаще всего, как показала практика, это ребенок) постоянно воспринимает большое количество информации, но с другой стороны – совершенно ее не запоминает и фактически не обрабатывает. Он просто ее «пролистывает».

К числу основных симптомов цифрового слабоумия, следует отнести:

· Повышенная нервозность;

· Склонность к истерикам у детей;

· Отвлеченность от реальности;

· Рассеянность;

· Забывчивость;

· Возможна необъяснимая агрессия;

· Снижение уровня коммуникабельности;

· Нарушение сна;

· Снижение концентрации;

· Замкнутость;

· Разбитость.

Проблема цифрового слабоумия особенно актуальна для детей. Ведь мозг человека больше всего развивается именно в детстве, тогда мы получаем изначальные знания и формируем свою точку зрения.

Отечественные и зарубежные ученые доказали, что гаджеты инфантилизируют мозг, снижают его работоспособность и замедляют реакцию. Вирус цифрового слабоумия поражает и двигательную активность ребенка. Дети перестают гулять на улице, играть в подвижные игры, снижается тяга к труду и спорту. Современные школьники вместо того, чтобы вечером погулять, после того, как сделали уроки, сидят в телефонах и переписываются в мессенджерах и социальных сетях. Отсюда и снижение иммунитета, и рост числа страдающих от ожирения, и повышенная агрессия детей. Это все является следствием того, что детскому мозгу не хватает внешних продуктивных стимулов.

В век развития цифровых технологий нельзя полностью отказаться от гаджетов и интернета. Сейчас стало модно среди родителей отбирать телефоны и планшеты. Однако, делать так следует только в крайних случаях. Дети и подростки находятся в определенном «уязвимом» социуме, где цифровые технологии стали активной частью и элементом не только учебной деятельности, но и воспитательной. Ребенок должен быть знаком с гаджетами и Интернетом. Но требуется «digital экология» - чуткий родительский контроль и воспитание культуры пользования IT – технологиями. Например: недопустимо использование смартфона кем-то из членов семьи во время семейных обедов, завтраков, ужинов и иных семейных мероприятий. При этом отказ от смартфонов и планшетов касается не только детей, но и взрослых. Мы все знаем, что до определенного возраста ребенок копирует поведение родителей. Поэтому мама или папа проводящие вечера в социальных сетях или играющие ночи на пролет в игры – не лучший пример для подражания. Дети должны заниматься спортом, читать книги и понимать, что телефон и компьютер – это не единственное окно в мир.

Если искать способ лечения цифрового слабоумие, то это будет довольно-таки трудно. В основном, это объясняется тем, что данное состояние изучено не до конца. Отсюда вытекает важность профилактики данного состояния, особенно в рамках семьи.

Необходимо установить ряд правил для всех членов семьи для профилактики цифрового слабоумия:

1. Установление правил в работе с гаджитами;

2. Ограничение времени пребывания в сети;

3. Формирование навыков и умений работы с информацией, развитие познавательной сферы в целом;

4. Установление доверительных, доброжелательных отношений, основанных на взаимном уважении;

5. Обучение ребенка постановке целей, принятию и выполнению решений, а также организации своего времени;

6. Расширение социальных контактов и увлечений ребенка через посещение им кружков, секций, совместное участие в различных мероприятиях;

7. Формирование самостоятельности ребенка через выполнение им «посильной» работы (домашние обязанности, организация рабочего времени, места и т.п.).

8. Включение ребенка в общесемейные обсуждения и планирование дел.

Родителям стоит всегда помнить, что они сами - это лучший пример. Их положительный опыт и умения могут стать прекрасной основой для предупреждения цифрового слабоумия.

Если не удается справиться с ситуацией собственными силами и ребенок уже «заражен» вирусом цифрового слабоумия, то в большинстве случаев нельзя обойтись без профессиональной помощи психолога. Благоприятные результаты дает психологическое консультирование не только с ребенком, но и консультирование родителей по данной проблеме.

За консультацией можно обратиться в бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Ханты-Мансийская клиническая психоневрологическая больница» тел. (3467) 393 – 257.

Если возникли сложности, помните, что Вы всегда можете обратиться за помощью в учреждения психоневрологического профиля, в кабинеты медико-социальной психологической помощи и за бесплатной консультацией в службу «Телефон доверия», которая функционирует в ХМАО – Югре анонимно и круглосуточно - 88001011200, 88001011212.

Список использованной литературы:

Нестерова И.А. Цифровое слабоумие [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru - Режим доступа: http://odiplom.ru/lab/cifrovoe-slaboumie.html - (Дата обращения: 16.04.2019)

Исполнитель:

Заведующий кабинетом медицинской профилактики – врач – психиатр

Ковалев Константин Алексеевич


Возврат к списку