Как говорить с детьми о смерти? 23.10.2019

Как говорить с детьми о смерти?

Дети в определенный период своего развития начинают понимать, что человек не живет вечно, и что рано или поздно наступает смерть. Это открытие может сильно встревожить ребенка. И многие родители избегают этой темы, не желая навредить еще неокрепшей психике малыша. Однако, если ребенок сам начинает расспрашивать о смерти, стоит объяснить, что это естественный процесс, который обозначает конец существования физического тела живого существа.

Прежде чем начинать разговор, родителям стоит самим разобраться в своем отношении к теме жизни и смерти, определить, во что верят они сами. Имея четкую позицию, проще будет ее объяснить и ребенку. Ответьте для себя на вопросы: что происходит с человеком после смерти, есть ли у человека душа, и что происходит с ней, когда тело умирает. Рассказывая малышу о своих представлениях, постарайтесь быть спокойным, кратким и искренним.

Подберите момент, когда ребенок сыт, спокоен, не устал. Лучше если разговор состоится не в детской. Сообщить ребенку о смерти может самый близкий взрослый, которому он доверяет, с кем эмоционально связан. Сохраняйте контакт глаз, держите малыша за руку или плечо.

Учитывайте, что ребенок воспринимает все буквально, не стоит подменять понятия «умер» и «уснул вечным сном». Ребенок должен понимать разницу между смертью и сном, в противном случае вы можете спровоцировать страх перед засыпанием.

Во время разговора вы сами можете расплакаться, это естественно, но постарайтесь сохранять все внимание на ребенке, не погружайтесь в свои эмоции.

Будьте готовы к любой детской реакции. Малыш может начать сильно плакать, кричать, может испугаться, а может и никак не отреагировать. Примите его поведение с пониманием, дайте время. Если заплакал – обнимите, покачайте на руках, тихо и ласково утешьте. Если убежал – не бегите вслед. Зайдите к нему через 15-20 минут и посмотрите, чем занят. Если ничем – сядьте молча рядом. Потом можно рассказать, что будет завтра-послезавтра. Если играет, присоединитесь к игре. Если хочет побыть один – оставьте его одного. Если бесится – усильте эту активность, а когда выдохнется, сядьте рядом и расскажите о будущем. Не бойтесь детской истерики.

Отвечайте на вопросы, которые задает ребенок, а в случае, если не знаете, что сказать, честно признайтесь в этом: «У меня пока нет ответов на твой вопрос». Отвечайте максимально искренне и только то, что действительно думаете, простыми, доступными словами.

Хорошо, если вы сохраните для малыша его привычный образ жизни. Вокруг ребенка должны быть те же люди, игрушки, книжки. Делайте все, чтобы создать ребенку ощущение, что мир стабилен и предсказуем, даже если в нем нет близкого человека. Обедайте, ужинайте и ходите на прогулки в то же время, в какое ребенок привык делать это до потери.

Многих родителей мучает вопрос, нужно ли брать ребенка на похороны. В каждом случае это решается индивидуально. Вы можете спросить малыша, хочет ли он быть на похоронах. Если нет — оставьте его дома, если да — будьте все время рядом с ним, держите за руку, отвечайте на вопросы, уделяйте ему как можно больше внимания.

Капризы, раздражение, агрессия, апатия, плаксивость, возбужденность или несвойственная замкнутость, игры на тему жизни и смерти, агрессивные игры в течение 2 месяцев – норма. Если характер игр, рисунков, взаимодействия с предметами и другими детьми не возвращается за 8 недель к той норме, что была до потери, его продолжают мучить кошмары, он мочит постель, начали появляться навязчивые действия — вам стоит обратиться на прием к психологу.

Лучшая стратегия для родителей при возникновении детских страхов – не драматизировать, не создавать ажиотажа, успокаивать («я рядом, я с тобой, ты под моей защитой»), ласкать, целовать, обнимать, быть эмоционально отзывчивыми, давать поддержку, любовь, признание, а самим – быть стабильными, спокойными и уверенными в себе, собственные страхи – прорабатывать, а не транслировать их детям.

Важно дать ребенку возможность говорить о беспокоящей его теме столько, сколько ему нужно, не винить и не стыдить за это. Спокойно отвечать на вопросы и оставаться рядом, это и будет работать на понижение тревоги.

Книги для чтения с детьми при работе с утратой:

«А дедушка в костюме?» Амели Фрид, Джеки Гляйх
«Как дедушка стал привидением» Ким Фупс Окесон
«Остров моего дедушки» Бенджи Дэвис
«Самые добрые в мире», «Прощайте, господин Маффин» У. Нильсон
«Все бабушки умеют летать» Ирина Зартайская
«Мой дедушка был вишней» Анджела Нанетти
«Звезда по имени Аякс» У. Старк, С. Вирсен
«Книга о смерти» П. Стальфельт
«Девочка со спичками» Г.Х. Андерсен

Использованные источники:

Дж. Вильям Ворден. Консультирование и терапия горя - М., 2001 г.
Сидорова В.Ю. Четыре задачи горя. - Журнал практической психологии и психоанализа. 2001, №1-2.
Элизабет Кюблер-Росс. О смерти и умирании. - Издательство "София", 2001 г.

Педагог-психолог КМП БУ ХМАО-Югры "ХМКПНБ" Юлия Блинова

Возврат к списку