Арт-терапевтические методы в лечении химической зависимости

Арт-терапевтические методы в лечении химической зависимости

Что касается психотерапии наркоманий, то значительно раньше, чем арт-терапия, на практике стали применяться методы условно-рефлекторной, суггестивной, поведенческой и личностно-ориентированной психотерапии, включая ее групповую форму.

Методы арт-терапии обладают значительным потенциалом и даже определенными преимуществами, по сравнению с иными психотерапевтическими подходами, что позволяет рассматривать их в качестве перспективных в решении вопросов лечения и реабилитации лиц с химической зависимостью.

На сегодняшний день опыт использования арт-терапии в данной области относительно ограничен. Об этом свидетельствует небольшое количество публикаций, отражающих лечебно-реабилитационною работу на основе арт-терапии с лицами с наркотической зависимостью, что может быть связано, прежде всего, с относительной новизной арт-терапевтических методов, отсутствием у персонала специальной подготовки по арт-терапии, недостаточно развитой научно-методической базой, организационными препятствиями и другими причинами.

За последние годы происходило быстрое развитие арт-терапии в разных странах мира, в том числе, и в нашей стране, арт-терапевты до сих пор зачастую работают изолированно друг от друга. Они, как правило, не располагают достаточной материальной базой, а их контакты друг с другом весьма ограничены, что препятствует обобщению опыта практической деятельности.

Общему анализу современного опыта применения арт-терапии в лечении наркоманий и алкоголизма посвящена публикация Mahony (1999). Как показало проведенное ею исследование, несмотря на очевидные достоинства и преимущества арт-терапии перед другими психотерапевтическими подходами, этот метод имеет пока весьма ограниченное применение в лечении химической зависимости. Результаты ее исследования позволяют сделать вывод о том, что институциональные и идеологические факторы нередко являются ведущими в объяснении подобного положения вещей. Тем не менее, существующие на сегодняшний день формы арт-терапевтической работы с этой категорией клиентов, исходя из данных проведенного этим автором анкетирования специалистов, она делит на три основные категории:

  • арт-терапия как форма образовательного воздействия, ориентированного на развитие мотиваций и интересов, творческого начала, воспитание, формирование социальных навыков;
  • арт-терапия как целительство, когда в процессе творческой активности обеспечивается отреагирование эмоций (катарсис), отвлечение и другие эффекты; психотерапевтические отношения при этом не играют важной роли, либо вовсе не предполагаются;
  • арт-терапия как психотерапия (арт-психотерапия), предполагающая построение психотерапевтических отношений, а также создание клиентом изобразительной продукции, выступающей средством символической транзакции между клиентом и психотерапевтом и подвергающейся анализу и обсуждению.

Автор обращает также внимание на тот факт, что многие специалисты, вовлеченные в работу с пациентами с химической зависимостью, до сих пор плохо представляют себе особенности арт-терапии, часто смешивая ее с занятостью и принимают за арт-терапию любую форму творческой активности клиента. Mahony приводит пример неадекватного представления об арт-терапии у специалистов. Так, один из респондентов на вопрос о том, что такое арт-терапия, ответил следующее: «Арт-терапия — это средство самовыражения. Это не только рисунок, но и речь, движение, музыка, звук, работа с плотными материалами вроде дерева или глины». На основании проведенного исследования автор приходит к выводу о целесообразности лучшего информирования населения, специалистов и руководителей лечебно-реабилитационных учреждений об особенностях арт-терапевтической работы и ее достоинствах, а также необходимости более пристального анализа арт-терапевтами своей работы и строгого соблюдения ее принципов.

Опыт применения методов арт-терапии в лечении наркоманий и алкоголизма отражен в сборнике «Лечение зависимостей. Проблемы использования арт-терапевтических методов» (Treatment of Addiction. Current Issues for Arts Therapies 1999).

Специалисты обращают внимание на более благоприятную ситуацию для внедрения методов арт-терапии в практику работы с лицами, страдающими от химической зависимости, в последние годы. Из-за растущего наркопотребления и вовлечения в прием психоактивных веществ представителей разных социальных групп, арт-терапия зачастую может предлагаться тем клиентам, которые плохо реагируют на традиционные формы психотерапии. Также рассматривают взаимосвязь между применяемыми методами психотерапии и социальной организацией общества, его институтами, а также культурой.

Ученые считают что, лечебная программа должна либо ориентироваться на одну из теоретических моделей, и в этом случае необходимо строго придерживаться связанных с ней принципов, либо следует тщательно анализировать механизмы формирования зависимости у каждого клиента, используя широкий спектр различных теоретических подходов. Особая ценность арт-терапии, в том, что она позволяет преодолеть защитные механизмы клиента в виде отрицания проблемы, интеллектуализации и подавления сложных переживаний. Преимущества арт-терапии перед другими психотерапевтическими подходами, в особенности, с учетом некоторых особенностей лиц с химической зависимостью.

Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) - метод психотерапии, в котором тело является инструментом, а движение - процессом, помогающим клиентам пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты. Телесные движения человека рассматриваются как отражение его внутренней психической жизни и взаимоотношений с окружающим миром. Танцевальная терапия базируется на предпосылке, что тело и психика взаимосвязаны, а психические и эмоциональные проблемы представлены в теле в виде мышечных зажимов.

Используется танцевальная терапия и для лечения химических зависимостей. Предпосылкой такого применения заключается в следующем: зависимый человек прежде всего чувствует, что потерял контроль. Но есть возможность вновь ее обрести с помощью ТДТ на самом базисном уровне – телесном. ТДТ позволяет человеку заново ощутить себя самого (действующего не под воздействием ПАВ), исследовать собственные чувства, ощущениям, способствует самовыражению и взаимоотношениям.

Обычно ТДТ в виде краткосрочной программы используется в терапевтических сообществах в сочетании с другими видами терапии.

Источники:

  1. http://www.isra-trainings.com
  2. http://www.lrider.ru

Исполнитель:

Шарыпова О.А.
Педагог-психолог
кабинета мед.профилактики.


Возврат к списку