Куклотерапия, как отдельный раздел в психотерапии

Куклотерапия, как отдельный раздел в психотерапии

Кукла в руках пациента – ширма,
за которой можно спрятаться,
отделиться от самого себя
и раскрыться

Автора термина «куклотерапия» уже не сыскать, но, известно, что сама практика лечения куклами существует довольно давно. Например, невропатолог Малколм Райт из Уэльса ещё в 1926 году использовал кукол и кукольный театр для снятия неврозов, связанных с прививкой, у детей.

На данный момент, куклотерапию можно определить как раздел частной психотерапии (арттерапии), использующий в качестве основного приема психокоррекционное воздействие куклы как промежуточного объекта взаимодействия пациента и арттерапевта. Целями куклотерапии являются помощь в уменьшении болезненных переживаний, укреплении психического здоровья, улучшении социальной адаптации, развитие самосознания, расширение репертуара самовыражения пациента, достижение эмоциональной устойчивости и коррекции отношений с окружающими. Если говорить проще, то куклотерапия – это метод лечения с помощь кукол.

Куклотерапия может использоваться в разных направлениях психотерапии: психодраме, игротерапии, сказкотерапии и арт-терапии. Во всех этих практиках ярко выражено театральное начало. Они построены на «отыгрывании» болезненных для пациента ситуаций и поиске оптимальных жизненных «ролей». В психодраме буквально организуются импровизированные спектакли, в игротерапии эти же задачи решаются в процессе обычной детской игры, а в сказкотерапии пациента «вписывают» в философскую сказку со счастливым концом.

Взаимодействуя с куклой, человек (не важно, взрослый или ребенок) «передает» ей свои самые разные чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Именно в этом удивительном перевоплощении состоит основной принцип куклотерапии, принцип «переноса доминанты».

Современные «куклотерапевты» едва ли не самым действенным способом работы с детьми считают кукольный театр. Взрослым этот вариант тоже предлагается, но реже. Дети играют либо в специально придуманных спектаклях, либо в обычных пьесах подходящего содержания. Роли, естественно, распределяются с чувством, толком и расстановкой. Сторонники индивидуальной работы устраивают для пациента своеобразный «театр одного актера». В таком случае куклотерапевт предлагает выбрать куклу, скрыться за ширму и вести диалог как бы от ее лица. Многое поведает уже сам выбор куклы пациентом. Скажем, зайка может говорить о страхах, волк – об агрессивности. Для развития эмоциональной сферы существует специальный набор из шести однотипных кукол с разными выражениями лица: грусть, радость, спокойствие, гнев, страх, удивление. Пациент надевает на руку одну куклу, потом другую и с соответствующими интонациями произносит нейтральные фразы типа «Добрый день» или «Который час?». В процессе сеанса психотерапии пациенту могут предложить сменить куклу, чтобы он попробовал сыграть другую роль.

Наконец, прятаться за куклу может и сам психотерапевт. Как правило, специалисты носят очень больших кукол (это похоже на «медицинских клоунов») по больницам, захаживая к детям-инвалидам и неоперабельным больным. Куклы осведомляются о самочувствии, шутят, поют и танцуют. Одну из таких историй из своей богатой практики работы с онкологическими больными рассказал профессор, психотерапевт, активно использующий арттерапию Андрей Владимирович Гнездилов. Его попросили навестить молодую девушку, которой неожиданно поставили онкологический диагноз, перечеркнувший все жизненные перспективы. Под давлением переживаний от внезапно обнаружевшейся смертельной болезни девушка перестала кушать, общаться с близкими – несколько дней она лежала на кровати повернувшись лицом к стене. Когда психотерапевт зашел к ней в комнату, она даже не повернула в его сторону головы. Внезапно он вспомнил, что у него в рабочем портфеле с собой находится кукла прекрасного принца. Он достал ее, подошел к девушке и сказал от лица куклы: «Меня зовут Принц-Щелкунчик, я пришел, чтобы быть с тобой и поддерживать тебя. Я тебя никогда не покину». На что девушка с надеждой в голосе спросила: «Никогда – никогда?». Он ответил: «Да, я всегда буду с тобой». Девушка расплакалась и прижала к себе куклу. После этого близкие говорили доктору, что она начала кушать, у нее улучшилось настроение, а в те моменты, когда боль была особенно сильной, она прикладывала Принца-Щелкунчика к больному месту и испытывала некоторое облегчение. Когда девушка умерла, родители пришли к Андрею Владимировичу и предложили за любые деньги купить у него эту куклу, так как девушка попросила их положить с собой в гроб любимую куклу. На что психотерапевт ответил, что Принц-Щелкунчик, это его подарок девушке.

Происхождение кукол связано с религией древних народов, веривших, что игрушечные фигурки обладают магической силой, способной оберечь ребенка от зла, принести ему здоровье и счастье. Люди издавна верили, что кукла обладает таинственной мистической силой, и сверхъестественными возможностями. Они использовали кукол в обрядах изгнания болезней. Например, в Японии есть известный обряд, во время которого на куклу «сбрасывают» недуги ее больного владельца. После этого куклу сажают в бумажный кораблик и пускают в плавание. Со временем кораблик размокает, и кукла вместе со всеми болезнями человека тонет. Аналогичные обряды есть у многих народов.

Заниматься куклотерапией можно и дома. Вооружившись знаниями о серьезности игр и кукол, стоит повнимательнее посмотреть, во что и как играет ребенок. Можно составить ему компанию, а можно поставить кукольный спектакль (с детьми или в сугубо взрослом составе) или сделать куклу своими руками.

Список использованной литературы:

http://medportal.ru
http://nsportal.ru

Исполнитель:

А. И. Британова.
Медицинский психолог
ХМКПНД


Возврат к списку