Как отличить воспитание и дисциплину от насилия и жестокости

Как отличить воспитание и дисциплину от насилия и жестокости

Во многих культурах, странах и общинах мира, для приучения ребенка к дисциплине часто используют жесткие методы, такие как телесные наказания, психологическое давление или словесные оскорбления. Если вы не уверены в том, что не переступаете тонкую грань, проходящую между дисциплиной и жестокостью по отношению к своему ребенку, эта статья может оказаться полезной для вас в плане оценки собственных действий.

«Когда ребенок бьет ребенка, мы называем это агрессией. Когда ребенок бьет взрослого, мы называем это враждебностью. Когда взрослый бьет взрослого, мы называем это нападением. Когда взрослый бьет ребенка, мы называем это дисциплиной». Хаим Гинотт (педагог, психолог и детский психотерапевт)

Давайте попытаемся рассмотреть разные приемы дисциплинарного воздействия на ребенка, чтобы не скатиться к злоупотреблениям, а немного позже узнаем, в чем состоит различие между дисциплиной и жестокостью по отношению к детям.

Жестокое обращение с детьми и его последствия

Независимо от наших культурных корней и религиозных убеждений, мы должны признать тот факт, что насилие порождает насилие. Каждый раз, когда вы поднимаете руку на своего ребенка или повышаете голос, чтобы устроить ему очередную «взбучку», независимо от того, насколько благородны ваши намерения и какой бы глубокой ни была любовь к нему, в маленькой голове все равно зарождается мысль, что придет время, и он тоже сможет поступать с другими так же, как вы сейчас делаете это с ним.

Ребенок хочет, но не может защищаться. Ему сложно ответить на вашу жестокость, поэтому он принимает «условия игры», понимая, что все это «временно» и скоро он «отыграется», если не на вас, то на других – более слабых. Вы не можете прочесть его мысли, и вам кажется, что суровое наказное очень эффективно, но на самом деле вы просто заставляете ребенка затаить обиду и сеете семена его будущего агрессивного поведения. А когда ребенок станет взрослым, очень высока вероятность, что, оправдывая свое поведение, культурной или религиозной интерпретацией, он будет поступать жестоко. Или вообще не будет искать никаких оправданий, став социопатом или психопатом, лишенным каких-либо угрызений совести.

Не думайте, что описанные выше печальные исходы – это очередные «страшилки» для строгих родителей, желающих своим детям «только добра», «свято верящих», что это добро должно быть вбито в ребенка при помощи порки, рукоприкладства, унижений, оскорблений, криков и жестоких наказаний, которые, по сути, являются форменными издевательствами. В результате подобного воспитания, «на выходе» получится неуравновешенный агрессивный тип, представляющий опасность для близких и окружающих, или забитый неврастеник, лишенный чувства собственного достоинства, с неадекватной самооценкой, социальный неудачник.

Любая из форм поддержания дисциплины — физическая или психологическая, которая нарушает человеческие права ребенка, является насилием над личностью.

Большинство методов дисциплинарного воздействия направлены ​​на привитие ребенку чувства добра и зла. Очевидно, что вы не можете надеяться на положительный результат, если прибегаете к жестокому насилию. Некоторые родители оправдывают свое жестокое поведение в отношении детей примерно так: «Меня пороли, и я буду пороть!». Именно таким образом, авторитарный стиль воспитания, передается через несколько поколений.

Не будем утверждать, что при авторитарном стиле воспитания, между детьми и родителями полностью отсутствует взаимная любовь и уважение, но существует высокий риск того, что связь между ними со временем будет ослабевать. Жестоко наказываемые дети (даже если это происходит исключительно в младшем возрасте), достигнув зрелости, могут вспомнить старые обиды и восстать против «угнетателей».

Казалось бы, проще всего, объявить враждебной любую культурную традицию, где ремень или розги по-прежнему используются в качестве основного инструмента дисциплины. Тем не менее, одного лишь обстоятельства достаточно, чтобы не осуждать это — большинство родителей не имеют злых намерений и не сознают, что совершают насилие.

Оставляя выбор, следовать ли методам воспитания, установленным вашими религиозными, культурными или социальными убеждениями, давайте постараемся разобрать некоторые положительные и конструктивные приемы приучения детей к дисциплине. Тем более, далеко не каждый случай агрессивного поведения взрослого человека является следствием жестокого воспитания.

Приемы воспитания без применения жестокого обращения

Установите правила и объясните их: Пусть ваш ребенок знает, что именно вы требуете от него. При этом, внятно и доходчиво аргументируйте свои требования, отвечая на вопросы «почему? зачем? для чего?», а, не просто утверждая: «Потому, что я так хочу («сказала», «не твое дело», «много будешь знать…» и т.д.). Объясните, какие последствия ожидают ребенка, если он не будет выполнять установленные требования. Помните, что вы должны объяснять эти правила с любовью (и не стараться быть в этот момент суровыми), но сделать это нужно достаточно твердо, чтобы не было сомнений относительно того, что «мама или папа, возможно, шутят».

Поощряйте хорошее поведение: Важной частью дисциплины является поощрение. Это может показаться излишним для вас, но для ребенка, который еще не может ясно «очертить» собственную зону психологического комфорта, оценка имеет огромное значение. Кроме того, это самый простой способ закрепить хорошее поведение, в результате чего ребенок будет соотносить свое хорошее поведение с поощрением.

Тайм-аут: Применение тайм-аута может быть весьма эффективным методом для поддержания дисциплины. Этим воспитательным приемом, вы, по сути, предоставляете ребенку возможность «отдохнуть» от вас и от самой ситуации, которая инициировала плохое поведение. Удалите ребенка от ситуации и оставьте его на некоторое время в скучном месте без игрушек, телевизора и общения. Время пребывания в состоянии тайм-аута не должно длиться более пяти минут, чего как раз достаточно, чтобы лишить ребенка своего присутствия, но не настолько, чтобы он успел почувствовать себя брошенным. Воспитательная цель тайм-аута состоит в том, чтобы продемонстрировать недовольство поведением ребенка, но не самим ребенком.

Ограничение свободы: Этот прием заключается в ограничении перемещений или другой деятельности, в качестве наказания за серьезные нарушения, например, возвращение домой позже заранее назначенного времени (особенно в темное время суток). Ограничение свободы для ребенка может выражаться в запрете идти на очередную прогулку с друзьями или вечером в клуб. Опять же, период времени ограничения свободы должен быть достаточным для осознания ребенком своей ошибки, но не бесконечно длинным, растянутым на несколько дней или даже недель.

Лишение удовольствий: Все, что обычно ребенок особенно ценит: возможность смотреть определенные телепрограммы, играть в компьютерные игры, общаться в социальных сетях или остаться ночевать у подруги (друга) и т.д. – можно считать удовольствиями. Ребенок должен понимать, что право получать удовольствия связано с выполнением им своих обязанностей. И если эти обязанности не выполняются, значит и удовольствий быть не может. Снова отдельно стоит остановиться на разумности наказания. Например, еда, это не удовольствие, а необходимость, поэтому лишение ребенка обеда или ужина в наказание за плохое поведение, это, безусловно, злоупотребление и жестокое обращение.

Типичные ошибки при попытках дисциплинировать ребенка

Взяточничество: Взяточничество отличается от поощрения и не имеет ничего общего с разрешительным стилем воспитания. Ваша система поощрений не должна провоцировать ребенка «торговать» своим хорошим поведением. Если родители обещают ребенку, в качестве награды за хорошее поведение, всяческие блага, впоследствии это приведет к тому, что он будет требовать с родителей «взятку» за свое будущее хорошее поведение или угрожать плохим поведением, в случае невыполнения его требований!

Разногласия родителей относительно воспитания ребенка: Часто бывает так, что один из родителей придерживается разрешительного стиля воспитания, а другой — авторитарного. Это создает в семье нездоровую атмосферу, которая способствует тому, что у ребенка возникает неприязнь к «строгому» родителю, и он подсознательно тянется к «доброму». Кроме того, такое различие в подходах часто провоцирует открытые конфликты и скандалы, когда один из родителей считает, что другой слишком суров и т.д. Родителям очень важно представлять собой «монолит» в тех вопросах, которые касаются воспитания ребенка или же ребенок может с успехом использовать принцип «разделяй и властвуй», чтобы добиваться своего не выполняя родительских просьб и требований дисциплины.

Воспитание ребенка это не однодневное занятие. Вы сможете считать себя хорошими родителями только тогда, когда ваш ребенок будет хорошо и правильно себя вести даже в ваше отсутствие, потому что любая ваша случайная импульсивная реакция (крик, шлепок и т.д.) будет подталкивать ребенка всегда «быть начеку», только когда вы рядом. И со временем, ваши краткосрочные слабости приведут к долгосрочным проблемам для вашего ребенка.

Будьте примером для своих детей и тогда они вырастут ответственными и любящими. Дарите им настоящее тепло как можно чаще, а наказывайте как можно реже. Ребенок со временем перерастет свои ошибки и будет с благодарностью вспоминать ваше терпение и уважение к личности, которое вы проявляли, пока он был беззащитен и целиком зависел от вас. Каждый раз вспоминайте об этом, когда темпераментный взрослый, сидящий внутри вас, попытается доминировать над хорошим родителем.

Медицинский психолог ХМКПНД
Смирнова Владислава Николаевна


Возврат к списку