Расстройства личности и поведения в юношеском возрасте

Расстройства личности и поведения в юношеском возрасте

Расстройства личности включают в себя акцентуации и психопатии. Акцентуации являются более мягкими и преходящими (т.е. временными) нарушениями, в то время как психопатии – стойкие аномалии характера. Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с взрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых случаях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает преходящей.

Психопатии — это аномалии характера, включающие в себя тотальность и относительную стабильность патологических черт, и их выраженность до степени, приводящей к социальной дезадаптации.

Тотальность патологических черт характера в подростковом возрасте проявляется достаточно ярко. Подросток, наделенный психопатией, обнаруживает свой тип характера в любой обстановке, в семье и в школе, со сверстниками и со взрослыми, в труде и в развлечениях, в обыденных условиях и в чрезвычайных обстоятельствах.

Относительная стабильность — признак, означающий слабую изменчивость патологического характера с течением времени.

Социальная дезадаптация в случае психопатий обычно проходит через весь подростковый возраст. Именно только в силу особенностей своего характера, а не из-за недостатка способностей, невысокого интеллекта или других причин подросток не удерживается ни в одном учебном заведении, быстро бросает работу, куда только что поступил. Полными конфликтов обычно оказываются также отношения с семьей. Очень важно подчеркнуть, что нарушается адаптация в среде сверстников.

Эпидемиология: частота нарушений личности среди подростков составляет на 10 000 населения: 3 — для мужского и 1 — для женского пола. Наиболее частыми типами психопатий у подростков мужского пола являются эпилептоидный и шизоидный, у женского – истероидный.

Классификация

А.Е. Личко рассматривал два основных вида психопатий – конституциональные (т.е. обусловленные наследственными факторами и особенностями среды, в которой рос ребенок) и органические (обусловленные травмой головного мозга, инфекцией, токсическим воздействием и иными поражениями головного мозга). И те, и другие расстройства делятся на следующие разновидности.

Лабильный тип. Главная черта в подростковом возрасте — крайняя неустойчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно резко от ничтожных или даже незаметных для окружающих поводов. Кем-то нелестно сказанное слово, неприветливый взгляд случайного собеседника способны вдруг погрузить в мрачное расположение духа без каких-либо серьезных неприятностей или неудач. И, наоборот, интересная беседа, мимолетный комплимент, от кого-то услышанные заманчивые, но малореальные перспективы способны вселить веселость и жизнерадостность и даже отвлечь от действительных неприятностей, пока те чем-либо не напомнят о себе. Во время откровенных и волнующих бесед можно видеть то готовые навернуться на глаза слезы, то радостную улыбку.

От настроения в данный момент зависит все: и самочувствие, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Соответственно настроению и будущее то расцвечивается радужными красками, то представляется унылым и безнадежным, и прошлое предстает то как цепь приятных воспоминаний, то сплошь состоящим из неудач и несправедливостей. И повседневное окружение кажется то милым и интересным, то скучным и безобразным.

Сенситивный тип. С детства пугливы и боязливы. Часто страшатся темноты, сторонятся животных, особенно собак, боятся остаться одни, быть запертыми дома. Чуждаются бойких и шумных сверстников. Не любят подвижных игр и озорства. Робки и застенчивы среди посторонних и в необычной обстановке. Несклонны к легкому общению с незнакомыми. Все это может оставлять ложное впечатление о замкнутости и отгороженности от окружающего. На самом деле такие дети достаточно общительны с теми, к кому привыкли. Играть часто любят с малышами, чувствуя с ними увереннее и спокойнее. К родным и близким бывают привязаны даже при холодном и суровом обращении с ними. Отличаются послушанием, слывут «домашними детьми». Школа их пугает шумом, возней и драками на переменах. Учатся обычно старательно. Страшатся всякого рода контрольных, проверок, экзаменов. Нередко стесняются отвечать у доски. Боятся прослыть выскочкой. Привыкнув к одному классу и даже страдая от преследований некоторых одноклассников, крайне неохотно переходят в другой.

Психастенический тип. Главными чертами психастенического типа являются нерешительность, склонность к бесконечным рассуждениям, тревожная мнительность в виде опасений за будущее — свое и своих близких, любовь к самоанализу, самокопанию и легкость возникновения навязчивых опасений, действий, ритуалов, представлений, мыслей. Опасения адресуются к возможному, даже маловероятному в будущем: как бы не случилось чего-нибудь ужасного и непоправимого с ними самими или с теми близкими, к которым они обнаруживают чрезвычайно сильную привязанность. Невзгоды уже случившиеся пугают их гораздо меньше. Мальчикам бывает особенно свойственна тревога за мать: как бы она не заболела и не умерла, не попала бы под транспорт и т. п. Если мать опаздывает, где-то без предупреждения задержалась, такой подросток не находит себе места.

Шизоидный тип. С первых лет такие дети любят играть одни. Они мало тянутся к сверстникам, избегают возни и шумных забав, предпочитают общество взрослых, подолгу молча слушая их беседы между собой. В подростковом возрасте все черты шизоидного типа крайне заостряются. Прежде всего бросаются в глаза замкнутость и отгороженность. Иногда духовное одиночество мало тяготит подростка, который живет своими, необычными для других, интересами и увлечениями. Характерно неумение сопереживать: откликнуться на радость или печаль другого, понять чужую обиду, отозваться на беспокойство и тревогу. Слабость интуиции и сопереживания создает впечатление холодности и черствости. Некоторые поступки могут показаться жестокими, но они связаны с неспособностью прочувствовать страдания других, а не с желанием получить садистическое наслаждение. Недоступность внутреннего мира и сдержанность в проявлении чувств делают неожиданными и непонятными для окружающих многие поступки, ибо весь ход предшествующих переживаний и мотивов остается скрытым. Чудачества бывают, неожиданны, но не служат эгоцентрической цели привлечь к себе внимание.

Неустойчивый тип. Индивидуум с этой психопатией подвержен влиянию окружающих лиц, а поскольку склонен к развлечениям, легким удовольствиям, не любит работать и учиться, то нередко находит себе подобных друзей, вместе с которыми может совершать уголовно наказуемые преступления (кражи, разбой, хулиганство и даже убийства), легко подпадает под их дурное влияние. Такие люди не имеют долгосрочных целей и планов, живут сегодняшним днем, не могут копить и зарабатывать деньги, но очень любят их тратить. Человек с таким видом психопатии может потратить всю свою зарплату на развлечения для себя и друзей, несмотря на то, что на ближайший месяц у него не будет больше средств для содержания своих детей. Эта особенность усугубляется еще и тем, что такие люди практически не испытывают привязанности и любви к своей семье и родным, они не воспринимают объяснения и увещевания по поводу своего поведения, не ставят себя на место окружающих и не способны испытывать чувство стыда, всячески уходят от ответственности за себя и окружающих. Они не имеют определенных планов, под влиянием внешних обстоятельств меняют свое поведение; про таких людей говорят, что у них «нет стержня».

Эпилептоидный тип. Главной чертой является склонность к периодам злобно-тоскливого настроения с накипающим раздражением и поиском объекта, на чем можно сорвать зло. Такие состояния длятся часами, иногда днями, постепенно развиваясь и медленно ослабевая. С ними тесно связана аффективная взрывчатость. Вспышки возбуждения лишь на первый взгляд кажутся внезапными. Аффект накипает долго и постепенно. Повод для взрыва может быть ничтожным, сыграть роль последней капли. Аффекты не только сильны, но и продолжительны, подростки долго не могут успокоиться. В аффекте возможны безудержная ярость, циничная брань, жестокие побои, безразличие к беспомощности противника и неспособность учесть его превосходящую силу. Реже ярость оборачивается аутоагрессией с нанесением себе повреждений, иногда даже тяжелых. Инстинктивная жизнь отличается большим напряжением. Сильное половое влечение, склонность к сексуальным эксцессам могут сочетаться с садистскими и мазохистскими наклонностями. Любовь почти всегда окрашена мрачными красками ревности.

Истероидный тип. Главной чертой является эгоцентризм, ненасытная жажда внимания окружающих к своей особе, потребность вызывать удивление, восхищение, почитание, сочувствие. На худой конец, предпочитаются даже негодование и ненависть в отношении к себе, но только не перспектива остаться незамеченным. Все остальные качества питаются этой чертой. Лживость и фантазирование целиком направлены на приукрашивание своей личности с тем, чтобы опять же обратить на себя внимание.

В подростковом возрасте с той же целью привлечь к себе внимание, но уже в первую очередь сверстников, могут использоваться нарушения поведения. Делинквентность сводится к прогулам, нежеланию учиться и работать, так как «серая жизнь» их не удовлетворяет, а занять в учебе и труде престижное положение, которое бы тешило самолюбие, не хватает ни способностей, ни, главное, настойчивости. Тем не менее безделье и праздность сочетаются с очень высокими, фактически не удовлетворимыми, претензиями в отношении будущей профессии. Склонны к вызывающему поведению в общественных местах. Более тяжких нарушений поведения обычно не бывает.

Прогноз

В 2/3 случаев благоприятный (постепенное сглаживание психопатических черт сопровождается сохранением социальной адаптации). В 1/3 случаев, к которым, в первую очередь, относятся возбудимые и неустойчивые типы П., отмечается (особенно при неблагоприятных условиях жизни) тенденция к декомпенсациям и нарушению социальной адаптации.

Абсолютное большинство психопатических личностей (за исключением некоторых параноических личностей и в состоянии глубокой декомпенсации), совершивших правонарушение, признается вменяемыми и подлежит уголовной ответственности.

Коррекция

Лечение при явлениях декомпенсации у психопатических личностей проводит психиатр, чаще амбулаторно. Лекарства в лечении психопатий имеют весьма ограниченное значение. В период тяжелых декомпенсаций, во время острых аффективных реакций, чтобы снять эмоциональное напряжение, тревогу или депрессию, необходимо бывает прибегнуть к инъекциям нейролептиков, транквилизаторов и антидепрессантов.

Психотерапия и медико-педагогическая коррекция. Существует взгляд, что психотерапия при психопатиях неэффективна. Некоторые формы психотерапии, например, коллективная, считаются даже противопоказанными. Полезны якобы только воспитательные меры. С другой стороны, хорошо известно, что добиться этими мерами ощутимых результатов именно при психопатиях бывает чрезвычайно трудно. Поэтому психотерапия (чаще всего индивидуальная) и медико-педагогические мероприятия должны постоянно сочетаться.

Важным корригирующим методом является семейная психотерапия. Даже в гармоничных семьях родители нередко неправильно оценивают особенности характера подростка, страдающего психопатией, и, как следствие этого, предъявляют неадекватные требования. Если с помощью семейной психотерапии удается скорригировать неправильные внутрисемейные отношения, то это устраняет одну из самых существенных причин частых декомпенсаций. В некоторых случаях, когда семейные отношения бывают тяжело и устойчиво нарушенными, более рациональным оказывается изъятие подростка из семьи и помещение его в специальное воспитательное учреждение. В случаях тяжелых психопатий оправданной иногда бывает продолжительная госпитализация, если в больничных условиях достигается максимальный уровень адаптации.

Профилактика

Предупреждение психопатий крайне затруднено из-за незнания эндогенных закономерностей их развития. Можно лишь стремиться предотвратить декомпенсации путем рациональных корригирующих мер. Психопатические развития безусловно могут быть объектом активной профилактики, направленной на то, чтобы подростки с акцентуациями характера не росли в системе именно того вида неправильного воспитания, которое является ударом по слабым сторонам их характера. Профилактика органических психопатий, помимо предупреждения и лечения мозговой патологии в ранний период онтогенеза, включает лечение невропатических и коррекцию поведенческих нарушений в течение всего детства. Успех в этом направлении создает надежду, что пубертатный период может стать не патогенным, а санирующим фактором.

Использованная литература:
1. Д.Н. Исаев, «Психопатология детского возраста». Учебник для вузов. С-П., 2003
2. А.Е. Личко «Подростковая психопатия». Руководство для врачей, издание 2-е, дополненное и переработанное. Ленинград, 2007

Исполнитель:
Заведуюший психиатрическим отделением,
врач-психиатр
Алексей Александрович Ермаков.


Возврат к списку