Особенности течения шизофрении в юношеском возрасте

Особенности течения шизофрении в юношеском возрасте

Начиная с 60-х годов психические расстройства в подростковом возрасте стали особенно актуальной проблемой психиатрии. Возможно, это было связано с начавшейся в те же годы акселерацией развития, возможно,— с бурными социально-экономическими сдвигами, сопровождавшимися для значительной части популяции резкой ломкой прежнего уклада жизни (урбанизация, миграция населения и др.). Наиболее распространенное эндогенное психическое заболевание — шизофрения— стало чаще начинаться в возрасте 15—18 лет, и заметно изменилось его клиническая картина и течение. Более редкими сделались острые дебюты, особенно с нарушениями сознания, и более частыми — медленно нарастающие нарушения.

Во многих случаях симптомы и течение шизофрении в подростковом возрасте схожи с таковыми у взрослых, однако существуют некоторые особенности.

Провоцирующие факторы

Роль пубертатного периода как провоцирующего фактора наиболее важна. Бурные эндокринные изменения в этом возрасте могут выявлять скрытые до этого «наследственные задатки» шизофрении. В силу этого на подростковый возраст падает большое число дебютов шизофрении. В тех же случаях, когда шизофрения началась еще в детстве, в подростковом возрасте могут наступать обострения. Согласно исследованиям (Личко А.Е., 1982), в 32 % начало болезни было спровоцировано лихорадочным заболеванием, еще в 16 % толчком послужил первый в жизни подростка прием большой дозы алкоголя с тяжелым опьянением или употребление других дурманящих средств и в 22 % - черепно-мозговая травма (легкая или средней степени тяжести). В 20% пусковым фактором послужила психическая травма, обычно остро возникающая. Однако следует помнить, что в 15-50% случаев заболевание развивается без видимых пусковых факторов.

Проявления

Аутизм. Основным признаком этого синдрома является нарастание замкнутости, сочетающееся, с одной стороны, с заметным снижением успеваемости и неспособностью к систематическому труду, а с другой стороны,— с появлением патологических увлечений («патологические хобби»). Замкнутость проявляется молчаливостью, формальным контактом с окружающими, некоторым охлаждением к близким, а также тем, что прежних приятелей теряют, а новых не заводят. Учеба постепенно забрасывается. Поначалу иногда, казалось бы, по многу часов могут сидеть за домашними заданиями, но они оказываются или невыполненными, или сделанными на крайне низком уровне. На уроках пассивно присутствуют, а затем вообще могут бросить посещать занятия.

Патологические увлечения отличают три особенности: 1) вычурность и необычность для данного возраста и поколения; 2) напряженность, крайнее озлобление, когда «мешают» заниматься любимым делом; заполнение им всей жизни подростка в ущерб не только учебе, но и отдыху, сну, здоровью; 3) непродуктивность — никакого реального результата, тем более успеха, в излюбленной области не достигается; иногда даже обнаруживается поразительная неосведомленность в ней, несмотря на каждодневные многочасовые занятия (увлекающийся химическими опытами не знает элементарных школьных основ этой дисциплины и т. п.).

Среди патологических увлечений особенно часто встречаются вычерчивание различных планов, составление никому не нужных расписаний, стереотипные рисунки самолетов, автомашин и т. п. Коллекционирование также может быть нелепым — например, собирание образчиков испражнений разных видов животных, но может оказаться опасным для окружающих (домашний склад неразорвавшихся патронов, гранат, мин, найденных в местах бывших боев). Патологическим увлечением могут стать и каждодневные многочасовые блуждания по городу с целью, например, изучить маршруты транспорта, или по зоопарку якобы для исследования жизни животных, по лесам и болотам, чтобы «познать природу» — ничего связного о своих впечатлениях при этом рассказать не могут.

Довольно характерным для данного синдрома является нарастающая неприязнь к родителям, особенно к матери или к тому из членов семьи, кто ранее был наиболее близок. Иногда выявляется неряшливость, небрежность в одежде, нежелание причесываться, мыться, менять белье.

Сексуальная активность обычно ограничена интенсивным онанизмом. При мастурбации не слишком заботятся, чтобы остаться незамеченными, но при укорах или расспросах с озлоблением ее отрицают.

Эпилептоидный синдром. Данный синдром характеризуется холодной жестокостью, нарушениями влечений, иногда склонностью к тяжелому пьянству, а также сочетанием чрезмерного внимания к своему здоровью с подозрительностью ко всяким лечебным процедурам. Жестокость бывает совершенно не связана со злобой, но быть тем не менее изуверской. Причины жестоких поступков либо вообще не объясняются, либо приводятся совершенно невразумительные доводы. Например, 14-летний подросток нанес кухонным ножом тяжелое ранение своей матери, потому что она «гремела на кухне кастрюлями и мешала ему спать». После крайне агрессивных или аутоагрессивных действий больные ведут себя, как ни в чем не бывало. Нарушения влечений чаще всего касаются сексуального инстинкта. Объектом влечения могут стать члены семьи, даже малолетние дети, а способы удовлетворения отличаются либо инфантильностью (например, страсть раздевать донага маленьких детей), либо склонностью к фетишизму (желание стирать белье матери), но особенно часто проявляется садизм. Сексуальное удовлетворение могут получать, зверски мучая животных, например забивая бродячих кошек или потроша птицу и рыбу. Нарушения влечений могут также распространяться на пищевой инстинкт, что проявляется как вычурными диетами, так и поеданием несъедобного.

Синдром неустойчивого поведения. Состояние проявляется тяготением к праздности и безделью, желанием уклониться от учебы и всякого труда, от любых обязанностей, поиском примитивных развлечений и удовольствий, употреблением алкоголя и наркотиков, легкостью приобщения к асоциальным компаниям, равнодушием к близким, безразличием к благополучию семьи. Иногда таких подростков долго считают не больными, а «плохо воспитанными», асоциальными, продуктом «семейной и педагогической запущенности». Семья для подростков с неустойчивой психопатией служит прежде всего источником средств для удовольствий и развлечений; к семейным трудностям и невзгодам они относятся просто с безразличием. Для этого синдрома особенно характерны уходы из дома и бродяжничество.

Истероидный синдром. Данный синдром характерен для девочек. Его характеризуют претенциозность, театральность манеры держаться, наигранность чувств и переживаний, желание обратить на себя внимание окружающих, произвести впечатление, сочетающиеся с высказываниями, свидетельствующими о высоком уровне притязаний. При этом поведение напоминает игру плохого актера. Слова, интонации, мимика, позы приобретают гротескный, вычурный и даже нелепый характер. У сверстников они вызывают не интерес и любопытство, а презрение и насмешки. Нередко непрерывно разыгрывается какая-то одна и та же роль. При этом неспособны учитывать обстановку, вкусы и интересы окружения, отрицательное впечатление, которое они производят. Эмоциональную выразительность заменяют грубое кривляние, манерность. Фальшь чувствуется в голосе, мимике, жестах. В отношении к близким сочетаются холодность, безразличие и черствость к одним и патологическая ревность к другим, например к матери, за каждым шагом которой следят и приписывают ей самые неблаговидные поступки.

Патологическое фантазирование бывает ярко выражено. Любят сочинять о себе не только украшивающие, но и пугающие близких истории. Свои фантазии охотно рассказывают другим, не заботясь об убедительности выдуманных историй, поэтому легко оказываются разоблаченными — смущения и стыда при этом не испытывают.

Синдром дисморфомании. Главным признаком является страстная убежденность в наличии у себя какого-то физического недостатка, неприятного для окружающих, воображаемого или чрезвычайно преувеличиваемого, а на самом деле совершенно незначительного. Чаще всего такой недостаток находят у себя на лице: нос кажется уродливо огромным, разрез глаз — неправильным, рот — безобразным, кожа — некрасивой и т. д. Представления об уродстве могут быть сосредоточены на фигуре: чрезмерная полнота или, наоборот, худоба; слишком большие ягодицы, толстые ляжки; кривые или тонкие, как соломинки, ноги. Среднего роста мальчики считают себя невероятно маленькими; у девочек, наоборот, непереносимым становится высокий рост. У подростков мужского пола переживания бывают связаны с половым членом, который они считают слишком маленьким, уродливо изогнутым и т. п. Воображаемые неприятные запахи (изо рта, от ног, кишечных газов, спермы и др.), якобы постоянно исходящие от подростка и замечаемые окружающими, также могут стать предметом болезненной озабоченности.

Реже в основе страстной убежденности лежит какой-то действительный, но на самом деле совершенно незначительный недостаток, отнюдь не создающий у окружающих неблагоприятного впечатления. Чаще же дефект вообще является воображаемым. Иногда у больного имеется другой действительный физический недостаток, на который не обращается никакого внимания; мысли же целиком поглощены уродством воображаемым.

Характерен симптом непереносимости чужого взгляда. Подростки не выносят, когда на них пристально смотрят, считая, что разглядывают их недостаток. Поэтому в общественных местах они стараются остаться незамеченными, избегают появляться перед глазеющей по сторонам публикой. При дисморфоманиях, касающихся гениталий, мальчики не ходят в бани и общественные туалеты. Больным все более начинает казаться, что окружающие взглядами, улыбками, недомолвками, намеками дают знать, как им неприятен замеченный недостаток. Подростку кажется, что он становится предметом насмешек.

Совершаются действия, направленные на то, чтобы избавиться от воображаемого уродства или постараться его замаскировать. Такие больные иногда впервые обращают на себя внимание, когда являются к косметологам или хирургам с требованием устранить дефект —«вырезать лишний жир из ягодиц», «исправить форму носа», «выпрямить половой член» и т. п. К эндокринологам обращаются за гормоном роста, если считают себя малорослыми, или за лечением половыми гормонами. Бывают чрезвычайно настойчивы и упорны в своих претензиях. Тайком от родителей уезжают в крупные города, в научные центры в поисках помощи. При отказе грозят суицидом, способны на любой обман. Следует заметить, что никакие операции, действительные или мнимые, чтобы «успокоить больного» — никогда не дают эффекта. Больные всегда оказываются разочарованными, а врачи, пожалевшие их и попытавшиеся что-то сделать, могут стать объектом их преследования и несправедливых обвинений.

Иногда больные сами начинают совершать над собой калечащие манипуляции с целью выправить мнимый дефект. Болевые ощущения при этом переносятся с поразительной стойкостью.

Синдром метафизической интоксикации. Ведущим симптомом являются непрерывные размышления о философских и социальных проблемах: о смысле жизни и смерти, о предназначении человечества, о самосовершенствовании, об улучшении жизни общества, о путях устранения опасностей, грозящих людям, о соотношении мозга и сознания, о матери и душе, о пятом измерении, о шестом чувстве и т. п. Путем раздумий и фантазий подросток «разрабатывает» свои собственные философские принципы, этические нормы, проекты социальных реформ. Отличительными признаками подобных «теорий» являются примитивность и отрыв от реальной жизни. Суждения противоречивы, сумбурны, вычурны и порой нелепы, чего сам подросток не замечает. Например, 17-летний больной рассуждал о том, что мир на Земле можно установить только путем распространения вегетарианской диеты, так как мясная пища пробуждает в человеке хищника, делает его агрессивным. Все доводы против, вроде того, что вегетарианцем был Гитлер, отвергались, как не имеющие значения. В отличие от патологических увлечений активной деятельности здесь нет.

Они могут читать по интересующей проблеме, даже запоем, но чаще без особого выбора. Прочитанное толком пересказать не могут, основного смысла в нем не улавливают, выхватывают отдельные случайные детали или цитаты.

Активности в распространении своих идей не проявляют, единомышленников не ищут. Пытаются беседовать на излюбленную тему со сверстниками, но не встречая интереса, замыкаются. Вскоре вообще о своих размышлениях начинают говорить только, если о них спрашивают. Иногда пишут нелепые воззвания и расклеивают их в самых неподходящих местах.

Особенности течения шизофрении у подростков

Течение шизофрении у подростков имеет мало отличий от течения этой болезни у взрослых. В целом шизофрения, начавшаяся в детском и подростковом возрасте, чаще имеет злокачественное течение, особенно у мальчиков и юношей. Кроме того, многие психиатры отмечают, что возникший в этом возрасте психоз почти всегда ведет к задержке психического развития и больной 24 лет по своему психическому облику может выглядеть 16-летним.

Особенности лечения шизофрении у подростков

В подростковом возрасте все психотропные средства вызывают более выраженные, чем у взрослых, побочные эффекты. Некоторые же из применяемых лекарств представляют угрозу в отношении возможности их использования подростками в токсикоманических целях.

Дозировки в возрасте 16—17 лет дозы не отличаются от таковых у взрослых. В 14—15 лет лучше использовать минимальные из рекомендованных для взрослых величины дозировок, в возрасте 12—13 лет — начинать с 2/3 — 3/4 этих доз.

Психотерапия находит ограниченное применение при шизофрении и наиболее эффективна при мягком, медленном течении.

Использованная литература:

1. Личко А. Е. Шизофрения у подростков. — Л.: Медицина, Ленингр. отд., 1989. — 214 с.

2. А.В. Снежневский. Шизофрения (цикл лекций1964 г)/Отв. ред. проф. В.С. Ястребов. – М.: МАКС Пресс, 2008. – 196 с. 


Возврат к списку