Супружеский алкоголизм

Супружеский алкоголизм

По времени начала супружеский алкоголизм подразделили на ранний (когда в брак вступают люди, изначально имеющие признаки алкогольной зависимости) и истинный (более поздний, когда алкогольная зависимость формируется в период пребывания в браке).

При истинном супружеском алкоголизме оказалось возможным выделить разные его типы: депрессивный, невротический и созависимый. Отмечается, что прогноз при супружеском алкоголизме в целом хуже, чем при алкоголизме одного из членов семьи, поскольку возможный рецидив заболевания у одного из супругов провоцирует рецидив у другого, а эффективность того или иного метода терапии во многом зависит от отношения к лечению каждого супруга.

Несмотря на огромное число работ по проблеме алкоголизма, исследований, посвященных супружескому алкоголизму, когда и муж, и жена злоупотребляют алкоголем, относительно немного. В отечественной наркологии этот раздел вообще представлен единичными исследованиями, особенно с учетом того, что наличие пьющих супругов осложняет течение болезни у каждого из них и оказывает неблагоприятное влияние на детей, растущих в таких условиях, как в отношении формирования невротических и психопатических черт характера, так и в связи с повышением риска последующего развития аддиктивного поведения у детей.

Проблема супружеского алкоголизма находится в тесной связи с проблемой алкоголизма у женщин. Поданным разных авторов, число страдающих алкоголизмом женщин колеблется в пределах 10-70%. Есть также данные о повышенном риске развития алкоголизма у женщин алкоголиков. В одном из исследований было установлено, что хотя уровень потребления алкогольных напитков у замужних женщин ниже, чем у одиноких и разведенных, в случае брака с алкоголиком он резко возрастает. В свою очередь, женщины, которые регулярно употребляли, а впоследствии стали зависимыми от сигарет и алкоголя, предпочитают выходить замуж за мужчин, имеющих те же наклонности. Как показали социодемографические исследования, увеличение употребления женщинами алкоголя после брака было напрямую связано с количеством алкоголя, которое потребляли до брака их мужья. Более того и формы употребления алкоголя у супругов после брака оказались сходными, что свидетельствует о соответствующем прямом негативном влиянии мужей на жен. Внутри семьи супруги-алкоголики стимулируют друг друга к приему больших доз алкоголя.

Алкоголизация супругов в браке в значительной степени, зависит и от уровня алкоголизации их микросоциального окружения.

Ранее предпринимались попытки выявить разные формы (типы) супружеского алкоголизма.

Л.К. Шайдукова выделила 3 типа алкогольных семей:

1. Алкогольно-социопатический тип характеризуется грубым нарушением социальных ролей, попранием общественных норм. Для этих семей свойственна ранняя обоюдная алкоголизация, злокачественное течение заболевания, ранние психопатоподобные формы реагирования (у жен чаще истеро-возбудимые, у мужей - эксплозивные) с быстрым формированием измененных форм опьянения, стремлением к групповым формам употребления алкоголя. Широкий диапазон приемлемости алкоголя у супругов обусловлен семейными (родительскими) формами алкоголизма. Если у молодых супругов асоциальность проявляется в поведенческой сфере, то при 5-10-летнем «стаже» социопатия затрагивает и другие сферы - общественно-трудовую, семейно-бытовую: супруги совершают противоправные поступки, прерывают трудовую деятельность, не справляются с воспитательными и хозяйственными функциями семьи. В наиболее тяжелых случаях контуры семьи полностью нарушаются - семья превращается в притон. Совместное употребление алкоголя объясняется супругами желанием «поднять настроение», «скрасить жизнь», «продлить молодость», «для куража», «от скуки», «для бодрости», а совместная алкоголизация изначально обставляется в виде «гулянок», «загулов» и т.д.

2. Алкогольно-невротический тип семьи характеризуется сочетанием алкоголизма и невротического типа взаимоотношений. Совместная алкоголизация вызвана стремлением «расслабиться», «поднять настроение», «улучшить отношения», «найти общий язык» в случаях, когда семейные проблемы являются первичными. Алкоголь служит средством для снятия постконфликтного напряжения и улучшения межличностного взаимодействия. В случаях, когда нарушения семейных отношений вторичны, связаны с алкоголизмом одного из супругов, мотивы алкоголизации другого супружеского партнера иные — «назло мужу», «чтобы успокоиться», «забыть обиды», «наказать своим пьянством мужа», «от безысходности». Иными словами, преобладает сугубо личностная мотивация пьянства.

3. Алкогольно-олигофреноподобный тип характеризуется недоразвитием у супругов практически всех сфер жизнедеятельности. Эти лица стоят на низком уровне и по образованию, и по социальному статусу, и по духовно-нравственному развитию. Употребление крепких алкогольных напитков с самого начала опирается на сильные алкогольные традиции. Вместе с тем, грубой социальной дезадаптации не отмечается - супруги изначально выполняют малоквалифицированную работу. Мотивы совместной алкоголизации отличаются от предыдущих: «для порядка», «как положено», «уважить родственников», «не ударить лицом в грязь», «чтобы все как у людей», а у женщин: «не рассердить мужа», «чтобы не было скандала», «чтоб ему меньше досталось», следовательно, здесь преобладает псевдотрадиционная и адаптационная мотивация.

Л.К. Шайдукова предложила также 3 концептуальные модели формирования супружеского алкоголизма: изначальный выбор будущего супруга-алкоголика женщиной, вышедшей из «алкогольной родительской семьи»; алкоголизация супругов как проявление патологической семейной адаптации; явление спаивания одним супружеским партнером, страдающим алкоголизмом, другого - интактного.

Т. Jacob разделил супругов-алкоголиков на 2 типа - с высоким и низким уровнем антисоциального поведения. В семьях антисоциальных алкоголиков прием алкоголя провоцирует внутрисемейные конфликты, чего не отмечается в просоциальных семьях. По-видимому, в просоциальных семьях алкоголь в большей степени способствует снятию напряжения и решению Семейных проблем. Эти данные также могут свидетельствовать о разных мотивационных истоках супружеского алкоголизма.

Большинство исследователей соглашаются с точкой зрения, что характер супружеской алкоголизации во многом определяется характером внутрисемейных отношений. Показано, что в 90% семей алкоголиков отмечаются нарушения детско-родительских отношений в виде нежелания иметь детей, отсутствия внимания к нуждам детей, широкого распространения физических наказаний, инфантилизации роли родителей и преждевременного взросления детей. Такое извращение семейных ролей напрямую связано с личностными особенностями родителей, которые более чем в 90% случаев имели шизоидные, шизотипические, истероидные и эпилептоидные черты. Тем не менее, внутрисемейные отношения в семьях, где оба супруга или злоупотребляли алкоголем, или не употребляли его, оказались лучше, чем в тех, где только один супруг был зависимым. Асимметрия в потреблении алкоголя в браке отражается на супружеских отношениях. В некоторой степени это объясняет приобщение жен алкоголиков к приему алкоголя и других ПАВ: как отмечают М. Shuckit у женщин, которые выходят замуж за алкоголиков, существует повышенный риск злоупотребления алкоголем и другими ПАВ.

При истинном супружеском алкоголизме оказалось возможным выделить несколько разных типов формирования созависимости - депрессивный, невротический, созависимый.

Депрессивный тип. Обычно толчком к массивной совместной алкоголизации супругов является возникновение фрустрирующей ситуации, обычно связанной с кем-либо из членов семьи, чаще всего с общим ребенком (смерть, болезнь и т.д.).

Невротический тип. Совместная алкоголизация вызвана в первую очередь проблемами в межличностных отношениях между супругами. Проблемы во взаимоотношениях между супругами имели разные причины: недостаточное взаимопонимание, разный социальный статус, сексуальная дисгармония, супружеская неверность при желании сохранить брак, бесплодие жены, разные стили жизни супругов, скука и однообразие жизни в браке и т.д. Постепенно прием алкоголя стал стереотипной реакцией супругов практически на любую психотравмируюшую ситуацию.

Инициатором совместного распития спиртною чаще выступают мужья, чтобы «расслабиться, повысить настроение, пообщаться по-человечески, улучшить отношения» и т.д. Нередко в этих семьях алкоголизация сперва носила псевдокультуральный характер: все праздники, отпуск, значимые покупки, посещение гостей, примирение после внутрисемейных конфликтов сопровождалось приемом спиртного и т.д. Алкоголь служил средством для снятия постконфликтного напряжения и улучшения внутрисемейных отношений.

Созависимый тип. При данном типе супружеского алкоголизма происходит развитие алкогольной зависимости у жены уже сформировавшегося алкоголика. Известно, что при наличии химической зависимости у одного из членов семьи у других ее членов возникает состояние, которое в литературе было описано как созависимость. В.Д. Москаленко определяет созависимость как всепоглощающее стремление управлять поведением другого человека при отсутствии заботы об удовлетворении своих собственных жизненно важных потребностей. Созависимая жена стремится контролировать все и вся, что касается мужа-алкоголика. Она скрывает проблему от окружающих, берет на себя обязанности мужа, стремится как можно больше «держать мужа в поле зрения». Созависимая жена постоянно испытывает фрустрацию, так как ее контроль все равно оказывается неэффективным. Данную группу в основном составили люди, имеющие среднее или высшее образование, достаточно высокий социальный статус (по крайней мере в прошлом).

Типичный пример последовательного развития созависимого типа супружеского алкоголизма.

Жена приобретает алкоголь для мужа, чтобы он не алкоголизировался «где попало и с кем попало», избежал неприятностей, а был дома «под контролем». Во время алкоголизации жена присутствует вместе с мужем, поддерживая беседу, сама может выпивать. В последующем для собственной алкоголизации у жены появляется мотив «чтобы ему меньше досталось». В дальнейшем присоединяются и другие мотивы: «залить тоску» при очередном срыве мужа, «напиться назло мужу, чтобы он понял, как виноват», снять усталость, забыться от накопившихся домашних забот и т.д. Учитывая прогредиентное развитие алкоголизма у женщин, пристрастие к спиртному при таком жизненном сценарии формируется достаточно быстро, и в ряде случаев жена по тяжести развития заболевания«обгоняет» собственного мужа-алкоголика. В результате формируется алкогольная семья.

Следует подчеркнуть, что социальные последствия супружеского алкоголизма особенно созависимого типа, для женщин оказываются, как правило, тяжелее, чем для мужчин. Из-за стигматизации, которой больше подвержены женщины, они чаще теряют семью, остаются одни и продолжают алкоголизацию в асоциальных компаниях, что приводит к быстрой деградации. В этом плане весьма показательно отношение супругов-алкоголиков к собственному браку, которое указывает на перспективы сохранения дальнейших супружеских отношений.

Давно известно, что мужья жен, больных алкоголизмом, подают на развод существенно чаще, чем жены больных алкоголизмом мужей. В подобной ситуации 90% мужей предпочитают развод продолжению семейных отношений. Причиной развода выступает компрометация мужа, потеря женщиной способности выполнять обязанности хозяйки дома, жены, матери. Кроме того, зависимость (и материальная, и моральная) мужа от жены, как правило, меньше. Любопытно, что при супружеском алкоголизме созависимого типа мужья приводят те же причины нежелания сохранять брак с женой, страдающей алкоголизмом, что и в случае, когда муж не имеет алкогольных проблем.

Лечебные мероприятия при супружеском алкоголизме имеют некоторые особенности, связанные нередко с разным отношением супругов к лечению. Так, было установлено, что супруги-алкоголики оказываются более резистентными при групповой (семейной) психотерапии по сравнению с парами, где имеется только один больной. Дело в том, что в этом случае важно отношение к лечению обоих, и при негативном отношении к лечению одного из супругов его эффект у второго резко снижается.

При созависимом алкоголизме приходится сталкиваться со случаями, когда мужчина-алкоголик приводит на лечение свою супругу, не желая при этом в силу анозогнозии лечиться сам. Обоснованием необходимости лечения жены служат утверждения, которые в полной мере могли бы быть отнесены и к самому мужу («она меры не знает, пьет неделями, за собой не следит», «не смотрит по дому», «не заботится о семье», «перед людьми стыдно» и т.д.). Следует отметить, что прогноз при семейном алкоголизме в целом хуже, чем при алкоголизме одного из членов семьи, поскольку возможный рецидив заболевания у одного из супругов обычно провоцирует рецидив у другого. С другой стороны, при наличии положительных установок на лечение у обоих супругов мы наблюдали продолжительные ремиссии, в удержании которых наиболее существенным фактором была взаимная поддержка в стремлении вести трезвый образ жизни.

Сказанное выше дает основание утверждать, что условием успешной терапии супружеских форм алкоголизма должно быть одновременное лечение обоих супругов с обязательным использованием семейной психотерапии.

Источники:

1. Егоров А.Ю. О типологии супружеского алкоголизма. Опубликовано в "Вестнике клинической психологии", 2005, т.3, №1, с. 51-56
2.
Егоров А.Ю. Возрастная наркология. Санкт-Петербург: Дидактика Плюс — M: Институт общегуманитарных исследований 2002:276.
3.
Москаленко В.Д. Созависимость: характеристики и практика преодоления. В кн.: Лекции по наркологии. 2-е изд. Под ред. H.H. Иванца. М: Нолидж. 2000:365-405.
4.
Шайдукова Л.К. Супружеский алкоголизм. Рос психиатр журн. 2005:5:53—61.
5.
Шайдукова Л.К. Супружеский алкоголизм. Руководство по аддиктологии. Под ред. В.Д. Менделевич. Санкт-Петербург: Речь. 2007:208-219.

Исполнитель:

Абрамов В.Н.
Врач психиатр-нарколог
диспансерного отделения


Возврат к списку