2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

«Проведение Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма позволяет не только углубить ее понимание, но и призвать к принятию конкретных практических мер. Я настоятельно призываю всех тех, кому небезразлична эта проблема, оказать содействие достижению прогресса путем поддержки учебных программ, усилий по обеспечению возможностей трудоустройства и других мер, способствующих реализации нашего общего видения мира, в большей степени учитывающего интересы всех людей».

Из послания Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна

Аутизм — это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни. Численность детей, страдающих аутизмом, высока во всех регионах мира и имеет громадные последствия для детей, их семей, общин и обществ. Так как же проявляется это заболевание?

Аутизм проявляется при отсутствии или значительном снижении контактов, «уходе» в свой внутренний мир. Отсутствие контактов наблюдается как по отношению к родным и близким, так и сверстникам. Аутичный ребенок, где бы он ни находился, ведет себя так, как будто он один. Обращает на себя внимание эмоциональная холодность и безразличие к близким, часто с повышенной ранимостью, чувствительностью к критике и малейшим замечаниям в свой адрес. Поскольку человеческое лицо особенно часто бывает сверхсильным раздражителем, аутичные дети избегают взгляда, прямого зрительного контакта. Многие окружающие предметы, явления и некоторые люди вызывают у них постоянное чувство страха. Отмечается своеобразие моторики и речи аутичных детей. Уже начав ходить, они еще долго сохраняют неуклюжесть движений, испытывают трудности в овладении бегом, прыжками. Одним из основных признаков раннего детского аутизма являются характерные особенности речи. Нередко при большом словарном запасе дети не пользуются речью для общения. Характерно неупотребление личных местоимений: аутичный ребенок говорит о себе во втором или третьем лице. При недоразвитии коммуникативной функции речи может наблюдаться повышенное стремление к словотворчеству.

Дети-аутисты по сравнению со своими сверстниками значительно реже жалуются. На конфликтную ситуацию они, как правило, реагируют криком, агрессивными действиями, либо занимают пассивно-оборонительную позицию. За помощью к старшим обращаются чрезвычайно редко. Ни на одном возрастном этапе не играют со сверстниками в сюжетные игры, не принимают социальных ролей и не воспроизводят в играх ситуации, отражающие реальные жизненные отношения: профессиональные, семейные и другие. Наиболее отчетливо при аутизме проявляются асинхронии формирования отдельных функций и систем: развитие речи нередко обгоняет развитие моторики, «абстрактное» мышление опережает развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Искаженность развития аутичных детей может проявляться в парадоксальном сочетании высокого уровня развития мыслительных операций, опережающем возрастные нормы, в характерных односторонних способностях (математических, конструктивных и других) и интересах. В то же время отмечается несостоятельность в практической жизни, в усвоении обыденных навыков, способов действий, особые трудности в установлении взаимоотношений с окружающими. При поступлении в школу у детей этой категории значительно затруднено формирование соответствующих мотивов учебной деятельности вследствие недостаточной направленности на общение и усвоение социальных норм. Особую трудность составляет произвольная регуляция деятельности, направленная на общение. Психологические особенности аутичного ребенка требуют специальной программы коррекционной работы, в которой выделяют следующие основные этапы.

1. Психологическая коррекция:

а) установление контакта со взрослыми;

б) смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги и страхов;

в) стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками;

г) формирование целенаправленного поведения;

д) преодоление отрицательных форм поведения — агрессии, негативизма, расторможенности влечений.

2. Педагогическая коррекция раннего детского аутизма:

а) формирование активного взаимодействия с педагогом;

б) пропедевтика обучения (коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи; формирование навыков изобразительной деятельности).

3. Медикаментозная коррекция раннего детского аутизма; поддерживающая психофармакологическая и общеукрепляющая терапия.

4. Работа с семьей:

а) психотерапевтическая работа с членами семьи;

б) ознакомление родителей с психическими особенностями ребенка;

в) составление индивидуальной программы воспитания и обучения аутичного ребенка в домашних условиях;

г) обучение родителей методам воспитания аутичного ребенка (Астапов).

Как можно и нужно вести себя родителям с аутичным ребенком:

- Стараться вызвать у ребенка потребность эмоционального общения со всеми окружающими его взрослыми, детьми и научить испытывать большую радость от него.

- Установить особый, теплый эмоциональный контакт с ним.

- Дозировать свое общение с ребенком, чтобы ребенок от него не уставал.

- Не оставлять его наедине с самим собой, а привлекать к себе его внимание.

- Искать ему друзей.

- Внушать уверенность в себе.

- Пытаться научить его использовать свои способности.

- Не забывать, что механическая память еще не показатель интеллекта.

- Помочь усвоить бытовые навыки и навыки самообслуживания.

- Заинтересовать игрой и научить играть его игрушками и в ролевые игры.

- Искать пути, которые помогут развить речь ребенка, приблизив ее к возрастной. Освободить ее от штампов, вырвав их словно сорняки.

- Учить замене монологов диалогами. Свести до минимума число эхо-слов

- Искать причины его страхов и ликвидировать их раз и навсегда.

- Подбадривать ребенка в те моменты, когда вы чувствуете, что он испытывает страх.

- Придумывать с ним игры, где бы он торжествовал над страхом.

- Не говорить в присутствии ребенка о раздражающих вас его поступках.

- Пытаться нивелировать агрессию, но в то же время не забыть про то, что именно она нередко - главный и единственный источник всех контактов аутичного ребенка с внешним миром, а также его средство обороны.

- Стараться даже самые начальные симптомы или признаки агрессии перевести в фрагмент игры, переключив внимание ребенка на другие действия.

- Не разрушать стереотипы, а опираться полностью на них, стремясь помочь ребенку, так как обычно лишь благодаря им ваш малыш способен приспособиться к действительности.

- Использовать все ритуалы в нужном для вас русле.

- Дозировать все новое в разумных для ребенка в данный миг пределах.

- Стремиться сделать свою деятельность с малышом целенаправленной и своевременной.

- Проконсультироваться со специалистами.

Как НЕ нужно вести себя родителям с аутичным ребенком:

- Блокировать эмоциональный контакт с ним.

- Не уделять ему внимания и поощрять все время одиночество.

- Пустить развитие ребенка на самотек.

- Общаться с ним до полного его изнеможения.

- Насильно заставлять ребенка общаться с незнакомыми людьми.

- Критиковать по разным поводам.

- Все делать за него, не приучая к навыкам самообслуживания.

- Не приобщать к игре.

- Обрушивать лавиной на ребенка все новое и незнакомое ему.

- Смеяться над неправильным произношением или неправильным употреблением слов в речи, все время передразнивать малыша.

- .Способствовать агрессии. Подогревать агрессию и поощрять ее.

- Наказывать за ритуалы и стереотипы в поведении ребенка.

- Все время разрушать стереотипы, не опираясь на них при различных корригирующих мероприятиях.

- Не обращать внимания на странности ребенка, не советуясь по поводу них с врачом.


Возврат к списку