Психосексуальное воспитание современной молодежи

Психосексуальное воспитание современной молодежи

Впервые вопрос о детской сексуальности затронул австрийский врач, создатель психоанализа Зигмунд Фрейд. В своей работе о детской сексуальности (1905) он описал стадии психосексуального развития детей от самого рождения до полового созревания. Фрейд говорил об эрогенных зонах, которые приносят удовольствие. В каждом возрастном периоде происходит фиксация либидо (сексуальное влечение, энергия) и ее разрядка. Поэтому определенные части тела, на которых фиксируется либидо, играют важную роль для той или иной стадии психосексуального развития.

Продолжателями идей Фрейда о психосексуальном развитии стали Мелани Кляйн, Шандор Ференци, Француаза Дольто.

Современные психоаналитики, психологии, сексопатологи говорят о том, что сексуальность не появляется тогда, когда уже сформирован генитальный аппарат, она начинает развиваться не только на физиологическом уровне, но и на психологическом с самого рождения ребенка. Но низкая информированность родителей о стадиях психосексуального развития детей, активное отвержение такой точки зрения, уничтожение программ по этике и психологии семейной жизни в школах привели к сильным искажениям в современном обществе, когда сексуальность сводят к чисто половому акту, без нормального воспитания сексуальной идентичности, которая включает эмоциональный, поведенческий, телесный, познавательный компоненты. Они необходимы для принятия гендерной идентичности (кто я – мужчина, женщина), оценке понятий мужественности и женственности.

Сексуальность вбирает в себя потребности в эмоциональном контакте, сочувствии, взаимопонимании, любви, эротических фантазиях. Поэтому в сексуальное воспитание ребенка должны входить: социальное, духовное, эмоциональное, физическое, интеллектуальное развитие. Все эти виды развития нужно начинать с самого рождения и сочетать друг с другом.

Обучение сексуального воспитания происходит как на вербальном, так и невербальном уровне. Через слова, наставления, мимику, жесты ребенок начинает свое развитие и формирование как человек, как личность. Но если эти два уровня противоречат друг другу, то получается двойное послание и двойной стандарт. Неискренние ответы родителей на вопросы детей о сексуальных отношениях отрицательно влияют на развитие сексуальной сферы ребенка. Недоверяя родителям, дети добывают информацию из других источников и часто антисоциальных, формирующих примитивные и вульгарные представления о сексуальности. Причины примитивизма и вульгарного представления о сексуальности идут из:

1. Отказа родителей и взрослых отвечать на сексуальные вопросы, или порицать и аппелировать к чувству стыда ребенка;

2. Культурной и сексуальной революции, которая осложняет формирование сексуальной идентичности.

Появляются однополые браки, сексуальные меньшинства, изменяются четкие границы и определения понятий мужское-женское, путаются роли мужчин и женщин.

Дети не обучаются адекватному выражению интимных мыслей, чувств, переживаний на вербальном и невербальном уровнях. Выявлено, что в современном обществе в сексуальных отношениях молодых людей преобладает физическое развитие. Общество фиксирует мужчин на совершении сексуального акта, как главной цели в реализации потенции, а женщин на привлекательности тела, как инструменте сексуального соблазнения. Молодые пары с таким представлением о сексуальной привлекательности обедняют свои чувства и переживания. Им не о чем говорить после свершения сексуального акта. Жизнь сводится к погоне за количеством половых партнеров и оргазма.

Распространяются понятия, что «нормальный» мужчина постоянно готов к сексу и не упустит любую возможность к сексуальному акту, а женщины не считают сейчас невинность сокровищем. Многие пары сознательно заводят для сексуального разнообразия любовников и любовниц, появились и парные сексуальные отношения - свинг. Контролируется и процесс деторождения, а секс уже не предназначен только для продолжения рода, а чаще для получения разнообразных форм сексуального удовольствия. Сексуальность сводится к половому акту, к разнообразным ритуалам для продления оргазма. В сексуальности отсутствуют эмоциональное и духовное начало, которое необходимо для развития гармоничной и взрослой личности. Возможно, поэтому многие женщины живут чувствами сериальных героев, мужчины сбегают и отклоняются от сексуальных отношений, заменяя их пивом и баней с друзьями или спортивными матчами по телевизору, есть и постоянно работающие – трудоголики, среди молодых людей практикуется виртуальные сексуальные отношения. Глянцевые журналы, реклама чудо-препаратов, увеличивающих потенцию, услуги пластических хирургов, увеличивающих половые органы, грудь, телевизионные проекты оказывают влияние на сексуальное воображение. Эта информация интериоризуется (процесс преобразования межличностного во внутриличностное) в психике на глубинном бессознательном уровне и формирует нереальные ожидания, оценки.

Адекватное сексуальное воспитание детей происходит и формируется родителями., их отношением друг к другу, к ребенку, его чувствам, телу. Необходимы, прежде всего, эмоциональные и телесные контакты родителей и детей, чтобы развить глубокие чувства привязанности и доверия. Важным моментом является в воспитании отношение родителей к телу ребенка.

Ребенку, который задает вопросы, касающиеся сексуальности, нужно уметь отвечать и не бояться. Часто родители относятся к таким вопросам, как к чему-то греховному и грязному. Такое понимание формирует у детей комплексы, задерживающие нормальное сексуальное развитие. Не стоит подменять сексуальное воспитание изложением анатомического и физиологического зачатия, деторождения. Фиксация на этом сопровождается стыдом или страхом попасть в неловкое положение. Не стоит закладывать и мифологические представления, например миф о зле. Такое воспитание формирует комплекс неполноценности, серьезные сексуальные нарушения. Миф о зле несет представление ребенку о его теле, физических желаниях, как о порочных. Это воспитывает у ребенка чувство вины, которое способно лишить человека естественных способностей проявлять эмоции и желания. Дети, воспитанные в мифе о зле имеют привычку видеть что-то порочное, нечистое в нормальных сексуальных отношениях. Часто воспитание в духе мифа о зле сочетается с гиперопекой родителей, которые контролируют тело, мысли, чувства ребенка. Они говорят: «Об этом ты узнаешь, когда станешь взрослым: женишься или выйдешь замуж, а пока тебе рано думать об этом». У подростков подобное воспитание вызывает протест, который проявляется в девиантном поведении: побеги из дома, употребление наркотиков, алкоголя, беспорядочные половые отношения, татуировки и суицидальные попытки.

В своих лекциях по сексуальному воспитанию Ф. Дольто раскрывает тему о сексуальном воспитании детей и как этот вопрос решают на общественном, социальном уровне страны.

Ф. Дольто точно указывает на взаимосвязь между сексуальным воспитанием и социальной адаптацией, психологической зрелости. Не секрет, что благополучие в семье определяется такими составляющими, как удовлетворение инстинктов, нравственности и социального согласия. Но в современном обществе все чаще примеров неполных семей, правонарушений, неверности, пьянства, проституции, брошенных детей, употребление наркотиков, абортов. Все эти нарушения связаны с нарушениями генитального сексуального поведения или нарушениями сфер чувств по отношению к сексуальным объектам. Начало такого дезадаптационного поведения у некоторых связано с моментами первых контактов со взрослой жизнью, у других еще в детстве с нарушений в характере или плохой адаптацией к школе, обществу. Причиной является неблагоприятная установка окружения, полное отсутствие уважения к личности ребенка, которого родители используют для удовлетворения собственных амбиций, решения собственных внутренних конфликтов, находясь во власти невежества, безрассудства.

Чаще всего речь идет о нехватке специального сексуального воспитания, воспитания взрослой сексуальности. Ф. Дольто четко пишет, что сексуальное поведение родителей является причиной их неадаптированности.

Таким образом, воспитание всегда есть воспитание сексуальное.
Сексуальное воспитание должно пониматься как воспитание поведения мужчины по отношению к женщине и наоборот.

Чтобы создать благополучие в семье, не помогут материальные поощрения, необходима моральная помощь и моральное образование молодых людей, воспитание детей, рациональное сексуальное воспитание в подростковом возрасте, основанное на уважении человеческой природы, знаний и использовании психоаффективных механизмов человеческого сердца.

С образовательной точки зрения, детям стоит давать уточнения о сексуальных органах индивида другого пола, в подростковом периоде об их функционировании и о различных физиологических феноменах сладострастия у мужчин и женщин. Преподавать условия риска зачатия. С моральной точки зрения, объяснить, что физическое обладание без нравственной ценности не является настоящим сексуальным воспитанием. Необходимо воспитывать моральную ответственность, привить уважение к зачатию, которое должно быть желаемым со стороны женщины при моральной и материальной поддержке со стороны мужчины.


Как сделать, чтобы сексуальное развитие детей шло правильно.

1. Дети мыслят не так, как взрослые, поэтому важно понять, что испытывают ваши дети.

2. Сексуальное развитие начинается рано, интерес к своему телу, его частям, к функциям этих частей, вопросы, связанные с появлением на свет – это важные аспекты сексуального развития на раннем этапе.

3. Информацию о сексе дети берут из окружающей их среды.

4. Знания о сексе, сексуальности накапливаются постепенно. В раннем возрасте дети открывают для себя части своего тела, отдельные органы, испытывают радость от телесного контакта с родителями. В возрасте 18 месяцев они ассоциируются себя с мальчиком или девочкой, потом понимают, что эти слова означают. Как идет понимание и принятие половой идентификации зависит от возраста, уровня мышления, информации, которые они получают из окружающего мира.

5. По мере того, как дети накапливают свои знания в вопросах пола, секса, у них складывается не всегда верная картина. Приобретая опыт, они что-то меняют, усложняют, но новые идеи всегда основываются на предыдущем опыте, поэтому важно то, что было заложено в раннем детстве.

6. Сексуальное воспитание не происходит само по себе, оно неразрывно связано с другими сторонами воспитания.

7. Каждый ребенок индивидуален и каждый проходит свой путь в сексуальном развитии, но знания в этой области вписываются в возрастные параметры и уровень мышления.

8. Очень часто дети, говоря о сексе и сексуальности, вкладывают не тот смысл, которые имеют в голове взрослые. Разная схема восприятия, и взрослым необходимо посмотреть сквозь призму детского восприятия, чтобы легче понять и обеспечить здоровое воспитание.

Рекомендации для родителей.

1. Делайте все возможное, чтобы дети не сталкивались с сексуальными образами в СМИ и поп-культуре.

2. Изучите с детьми, какие программы он смотрит по телевизору, какие фильмы, видео- и компьютерные игры он любит, какую моду принимает и кого считает кумиром в шоу-бизнесе.

3. Ищите альтернативу, а не говорите: «Нет».

4. Начинайте говорить о сексе с детьми.

5. Поощряйте детские игры и творческие занятия, в которых дети смогут выразить все, что они получили в виде сексуализированной информации.

6. Отвергайте стереотипы поведения для мальчиков и для девочек, которые насаждаются массовой культурой.

7. Учите детей с участием относиться к другим людям.

8. Делитесь своими тревогами. Взглядами со своими родственниками, друзьями.

9. Делайте все возможное, чтобы школа серьезно относилась к проблемам сексуализации.

Список использованной литературы:

Дольто Ф. На стороне подростка / Пер. с фр. А.К. Борисовой. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 368 с.

Дольто Франсуаза. Т. 2. ПСИХОАНАЛИЗ И воспитание. - Ижевск: ERGO, 2010. - 384 с.

Дольто Франсуаза. Т. 16. Бессознательный образ тела. - Ижевск: ERGO, 2006. - 376 с.

Кляйн Мелани. Т. 5. «ЭДИПОВ КОМПЛЕКС В СВЕТЕ РАННИХ ТРЕВОГ» и другие работы 1945–1952 гг. - Ижевск: ERGO, 2009. - 312 с.

Фрейд З. Основной инстинкт. - М., 1997. - 607 с.

Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. - М., 1989

Исполнитель:

Врач-психотерапевт

наркологического отделения

Р.С. Баталова


Возврат к списку