Психологическая помощь родителям детей с особыми потребностями

Психологическая помощь родителям детей с особыми потребностями

В настоящее время вытесняется понятие аномального ребенка, ребенка с нарушениями в развитии, ребенка с отклоняющимся развитием, а также конкретизирующие их понятия (слепой, глухой, умственно отсталый, аутичный, ребенок с ДЦП и т.д.), отражающие ненормальность, недоразвитость человека. Общество больше не делится на «нормальное» большинство и «ненормальное» меньшинство.

Границы между нормальным и аномальным ребенком призрачны, ведь без должного внимания ребенок с любыми способностями будет отставать в развитии. К тому же в особых условиях обучения нуждаются не только дети с психическими и физическими нарушениями, но и дети, попавшие под специфические социальные и культурные условия, например ребенок, не знающий русского языка.

Детям с особыми потребностями нужны обходные пути получения тех знаний, которые для нормально развивающихся детей являются обычными.

Есть общие аспекты обучения детей с особыми потребностями образования.

Время начала образования. Нередко при обнаружении психологического или физического отклонения у ребенка все усилия взрослых направляются на медицинскую реабилитацию, а обучение откладывается на потом, однако это может негативно сказаться на формировании ребенка как социально полноценной личности.

Содержание образования. Необходимо вводить специальные разделы обучения, отсутствующие в программах нормально развивающихся детей. Например, занятия по бытовому самообслуживанию для незрячих или уроки развития зрительных навыков для глухих детей.

Создание специальных методов и средств обучения. Разработка обходных путей обучения с использованием специализированных методов и технических средств, например шрифта Брайля для незрячих детей или специальных слуховых аппаратов для детей с нарушенным слухом.

Особая организация обучения. К таким детям необходимо подходить индивидуально, создавать им особые образовательные среды, например дети с ранним детским аутизмом нуждаются в создании особого структурированного обучения. Необходимо расширение образовательного пространства за пределы специального образовательного учреждения, интегрирование ребенка в общество. Согласованное участие разных специалистов: психологов, врачей, социальных работников, преподавателей специальных дисциплин, а также привлечение к процессу воспитания и обучения родителей ребенка.

Вот, что пишут родители особенных детей на разнообразных интернет-форумах, чтобы поддержать друг друга:

«Первое время мы переживали депрессию, задавая вопрос: "За что?" Правда, никаких сомнений в том, чтобы оставить ребенка, у нас не было, хотя в роддоме предлагали отдать его в детский дом. Реакция детей на то, что у малыша синдром Дауна, была разной. Старшая дочь узнала первой. Сначала плакала, а потом сказала: "Мы все равно будем его любить". И с того времени Женя - моя помощница, защитница Фединых интересов. Она считает, что в окружающих людях живут "советские стереотипы", которые мешают относиться к нему спокойно. Я вижу, что самая негативная реакция на Федю идет не от мам и пап, а от бабушек - людей преклонных лет. Я их где-то понимаю. Мне стыдно признаваться, но раньше я испытывала брезгливость по отношению к таким детям. Кстати, нашим родным бабушкам мы рассказали о Федином диагнозе только через два года после того, как он родился. Конечно, первое время мы пребывали в очень подавленном состоянии. Мы жили там, где выросли старшие дети, где нас все знали, и мы чувствовали сложное отношение к Феде и к себе. Мы решили переехать в другой район Москвы. На новом месте нас будто "отпустило", появились новые силы. Мы не скрываем того, что у Феди синдром Дауна, и большинство окружающих реагируют на это нормально. Мало того, Федя придал нашей семье мощный толчок для развития. После погружения в собственное горе у нас наступил некий прорыв. Мы с мужем оба по образованию переводчики. Я долго не работала, но сейчас получаю второе высшее образование - психолого-педагогическое. Нам невероятно повезло, что мы оказались в Центре, где Федя может заниматься, а я - общаться с другими родителями. Я мечтаю, чтобы в будущем Федя смог учиться, нашел простую работу и был счастлив. И все время думаю о словах, сказанных одной женщиной в храме: "Как же вам повезло иметь такого ребенка!" Я верю, что только помогая слабым, человек может обрести себя по-настоящему".

«Хочется попросить мам, пап, бабушек - не сужайте рамки общения ребёнка, не ограничивайте его. Не верите в предлагаемую вам методику, предоставьте ребенку возможность заниматься чем-то другим. В противном случае он замкнется в себе. И касается это абсолютно всех детей. Не жалеть, не критиковать малыша. Доверять, во всем стать опорой своему ребенку. Родители особенных детей, помните о том, что альтернатива есть всегда. И зачастую она гораздо более эффективна и полезна для особенного ребенка, который также имеет право на полноценную жизнь в обществе».

«Мамам необходимо понимать, что улучшение состояния ребенка зависит не только от назначаемого специального лечения, даже если таковое нужно, но в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему».

«Они способны социально адаптироваться, интегрироваться в общество, приносить ему пользу и быть счастливыми».

При воспитании особенного ребенка родители должны стараться избегать двух крайностей:

1. с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;

2. с другой — постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).

Рекомендации родителям

Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей.

1. Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или не довольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.

2. Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упрёков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати» — лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.

3. Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.

Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.

· Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную «территорию»).

· Для формирования организованности составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.

· Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности сблизиться эмоционально. И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность — игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.

В целом приемы модификации поведения особенных детей можно свести к следующим:

  1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это укрепляет уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самоценность.
  2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
  3. Разговаривайте с ребенком всегда сдержанно, спокойно, мягко.
  4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
  7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать установленному режиму.
  8. Избегайте, по возможности, большого скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.д. оказывает чрезмерно стимулирующее, возбуждающее воздействие.
  9. Во время игр ограничивайте ребенка одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
  10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля.
  11. Предоставьте ребенку возможность расходовать энергию. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, прогулки, бег, спортивные занятия, игры.

Наша задача помочь ребенку в сложных условиях, раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сделать его максимально приспособленным к самостоятельной жизни и пусть простой, но полезной профессиональной деятельности.

Особенные дети характеризуются повышенной утомляемостью, впечатлительностью. Они чутко реагируют на любые изменения внешней среды: обстановки, погоды, а также — настроения и отношения близких людей. Поэтому, именно семья, родители — вот основной источник, из которого могут черпать силы и энергию особенные дети.

Список использованной литературы:

  1. Максимова А. «Гиперактивность и дефицит внимания у детей – Ростовн /Д.: Феникс, 2006.
  2. Стротюк А. Л. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам». – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  3. Мамайчук И.И. «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии». – СПб.: Речь, 2004.
  4. Слободяник Н.П. «Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  5. Акопов Г.В. и др. «Эмоциональная саморегуляция» - Самара.: СамИКП, 2002.

Исполнитель:

Медицинский психолог

диспансерного отделения

В.Н Смирнова


Возврат к списку