Нарушения поведения у детей с риском наркотизации и формирования зависимости 21.07.2014

Нарушения поведения у детей с риском наркотизации и формирования зависимости

Аддиктивное поведение детей и подростков - это "саморазрушающее" поведение, которое определяется повторяющимися действиями, направленными на систематическое употребление психоактивных веществ (ПАВ) с целью изменения своего психического состояния с развитием выраженных первичных социальных, психологических и медицинских последствий до стадии формирования зависимости.

Профилактика зависимости от наркотических средств представляет собой стратегию, направленную на снижение факторов риска в "группах риска формирования зависимости".

Факторы риска:

Необходимо выделять биологические факторы и факторы "патологической почвы", макро - и микросоциальные, психологические факторы, предрасполагающие к аддиктивному поведению с употреблением ПАВ.

Биологические факторы риска наркотизации:

Факторы "патологической почвы":

Макросоциальные факторы риска наркотизации:

Микросоциальные факторы риска наркотизации, связанные с опытом ребенка в ведущих сферах его жизнедеятельности: в семье, в учреждениях образования, в общении со сверстниками.

Семейный микросоциальный фактор:

· злоупотребление ПАВ в семье, воспитание в семье больных алкоголизмом, наркоманией;

· дисфункциональные воспитательные стили с высоким уровнем семейного стресса, низким уровнем семейного дохода, семейной нестабильностью;

· отсутствие чувства принадлежности к семье;

· несоблюдение членами семьи социальных норм и правил.

Школьный микросоциальный фактор:

· асоциальные формы поведения в образовательном учреждении;

· школьная неуспешность, особенно начавшаяся в младшем школьном возрасте;

· частые переходы из одной школы в другую;

· конфликтные отношения с педагогами и соучениками;

· отстраненное или "скрывающее" отношение педагогического коллектива к употреблению ПАВ учениками.

Коммуникативный микросоциальный фактор:

· наличие в ближайшем окружении ребенка сверстников с девиантным поведением или лиц, употребляющих ПАВ;

· конфликтные взаимоотношения со сверстниками;

· одобрение наркотизации в ближайшем окружении ребенка.

Психологический (личностный) фактор риска наркотизации:

· наличие акцентуированных свойств характера;

· личностные особенности (неуверенность в себе, заниженная самооценка, колебания настроения, невысокий интеллект, неприятие социальных норм, ценностей);

· неэффективные копинг-стратегии, включая стратегии избегания, ориентацию на снятие напряжения, обусловленного стрессором, а не на изменение условий его проявления;

· низкая эффективность личностных ресурсов;

· быстрая фиксация ригидной модели употребления ПАВ: успокаивающей, коммуникативной, конформной, гедонистической, манипулятивной, активирующей, компенсаторной;

· отсутствие необходимых социальных навыков, социальная пассивность;

· отсутствие жизненной перспективы.

Как распознать опасность

Старое правило гласит: чем раньше выявлено заболевание, тем больше шансов на его излечение. Родителям, педагогам, специалистам, ведущим работу с детьми и молодежью необходимо знать наиболее общие признаки, которые свидетельствуют о возможном «знакомстве» с наркотическим веществом. Эти признаки можно условно разделить на прямые и косвенные. Прямые признаки с несомненностью подтверждают факт приема наркотика. К ним, можно отнести состояние наркотического опьянения, как при разовом, так и систематическом употреблении, а также состояние абстиненции, возникающее только при наличии уже сформировавшейся зависимости.

Для тех, кто находится в состоянии наркотического опьянения, независимо от степени его выраженности характерны:

Подростки с аддиктивным поведением отличаются большей дезадаптацией в различных сферах. Так, у них отмечаются более низкая учебная успеваемость, конфликтные отношения с окружающими, при психологическом исследовании у них выявляется высокий уровень невротизации и личностных расстройств. По мере прогрессирования распространенности аддиктивного поведения в него вовлекаются и менее дезадаптированные подростки, в первую очередь, в плане учебной успеваемости.

Список использованной литературы:

  1. «Родительский всеобуч» серия «В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами» Сост. Г.Н.Тростанецкая, А.А.Гериш – Минобразования России, «Эфлакс», 2003 стр. 28-29.

Исполнитель:

Педагог-психолог

кабинета медицинской профилактики

О.А. Шарыпова


Возврат к списку