Психологический, педагогический и психотерапевтический аспекты воздействия кино

Психологический, педагогический и психотерапевтический аспекты воздействия кино

Сюжет №1 «Кино и психология»

Психология кино - предмет междисциплинарного исследования. В научной литературе выделяют четыре главных направления психологического анализа:

  1. как динамической системы зрительных и слуховых образов и их восприятия;
  2. как продукт творческой деятельности;
  3. как социально-психологический феномен и средство массовой коммуникации:
  4. и как средство психотерапевтического воздействия и коррекции.

Сюжет №2 «Кино в образовании – Медиапедагогика»

А.В. Федоров рассматривая медиаобразование как «процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники, дает следующее определение медиапедагогике: это специальная отрасль педагогики, то есть наука о медиаобразовании и медиаграмотности, раскрывает закономерности развития личности в процессе медиаобразования.

Часто медиа могут вызвать негативные социальные тенденции. В данном случае имеют место следующие девиации функций медиа:

  • обилие информационных потоков приводит к дезориентации личности;
  • склонность к крайнему негативизму, являющемуся причиной различных фобий, или к излишнему оптимизму и приукрашиванию событий, что, в свою очередь, может вызвать фрустрационные эффекты, дисфункции ожиданий и разочарование;
  • патологическая зависимость от определенных жанров, демонстрируемых медиасредствами: новостей, сериалов, криминальной хроники и сенсаций и т.д.;
  • представление в позитивном ракурсе наркотиков, алкоголя, сигарет, межэтнических стереотипов – всё это проникает в современное искусство, молодежную субкультуру и контркультуру;
  • массовизация культуры и, как следствие, понижение планки духовных потребностей и создание ложных идеалов и героев.

Рассматривая электронные медиа с точки зрения реализации их образовательных функций, важное значение приобретает классификация соответствующих медиапродуктов и способов их применения в учебно-воспитательном процессе.

Медиа, интегрированные в традиционные предметы школьного цикла, становятся одним из средств повышения эффективности обучения, если удовлетворяют следующим требованиям:

  • способствуют повышению познавательного интереса;
  • отвечают практическим потребностям учителя и ученика;
  • универсальны в использовании;
  • применяются с опорой на базовую учебную программу.

По мнению, Ю.Н. Усова в системе учебных занятий развитие восприятия экранно­го повествования (кинопедагогика) осуществлялось на трех основных этапах:

  1. Осмысление перцептивных действий, рассмотрение структуры аудиовизуального восприятия и ключевых понятий в практической деятельности (развитие аудиовизуального восприятия);
  2. Закрепление определенных рефлекторных реакций, алгоритмов восприятия в системе тренировочных упражне­ний, развивающих воображение, зрительную память, логиче­ское, образное, ассоциативное мышление (формирование критического мышления);
  3. Выход за пределы сложившихся стереотипов, используемых алгоритмов к интуитивному созданию своих программ восприятия экранного повествования, реализация навыков восприятия, анализа и синтеза конкретного текста на невер­бальном уровне (формирование собственной системы ценностных ориентаций).

Интеграция медиаобразования может быть достигнута для каждой учебной дисциплины медиаобразовательным целеполаганием и достижением поставленных целей на фактическом материале. Следует находить как можно больше точек соприкосновения «внешних» информационных потоков и учебного предмета, максимально используя дидактический и воспитательный потенциал кино для решения различных медиаобразовательных задач.

При использовании современных медиа (включая кино) в образовании значительно меняется роль педагога и учащегося, характер самого учебного процесса, его методы и содержание. Школьная практика показывает, что попытки внедрения современной техники средств массовой коммуникации в процесс обучения не дают того образовательного эффекта, на который учитель рассчитывает. Что можно объяснить следующими причинами: отсутствием методических разработок, обучающих программ, неподготовленностью учителей, неучетом особенностей применения информационных и коммуникационных средств в образовании. Для изменения сложившейся ситуации необходимо не только понимание важности инновационных процессов в образовании, но и знание современных медиа и медиапродуктов, их функций, возможностей и условий эффективного использования в учебно-воспитательном процессе школы.

Сюжет №3 «Психотерапевтические аспекты воздействия кино»

Кинотерапия — это современное направление групповой психотерапии с использованием кино. Этот метод позволяет объединить культуру, искусство и психологию в увлекательный и действенный инструмент для самопознания и личностного роста.

В кинотерапии фильм используется как средство самопознания и раскрытия внутренних резервов личности; как средство эффективной саморегуляции; как инструмент налаживания межличностных и межгрупповых взаимоотношений и др.

С помощью кинотерапии можно:

  • Разрешить свою трудную ситуацию, и найти в себе больше сил, и дополнительный резерв, чтобы выйти из нее;
  • Расширить горизонты восприятия жизни;
  • Увидеть свою внутренний потенциал;
  • Помочь побудить себя к действиям и источник дополнительной мотивации;
  • Пережить горе или утрату;
  • Справиться с неуверенностью и обрести новую перспективу в понимании красоты и чувства прекрасного;
  • Исследовать свои личностные особенности и поведенческие паттерны;
  • Переоценить и скорректировать свои действия;
  • Начать свой путь к осознанным изменениям в жизни.

Кино отображает нашу жизнь и очень часто в героях, событиях и ситуациях фильмов мы узнаем себя и своих близких. Каждый участник сможет найти для себя ответ именно на свой вопрос, так как видение и интерпретация столь же неповторима, как и индивидуальность.

Фильмы, как и иные художественные произведения, изобилуют разнообразными образами и иносказаниями. Разумеется, перед просмотром фильма и после него, состояния человека могут весьма существенно отличаться. В этой связи важно понимать, что каждый человек воспринимает фильмы, которые смотрит, через призму собственного жизненного опыта. Все мы по-разному реагируем на события, которые происходят на экране. Иногда получается так, что, переживая вместе с героями те или иные ситуации, мы видим свои проблемы со стороны. Мы видим свою работу, свою семью, находим черты своих родственников и друзей.

Психотерапевт прекрасно разбирается в том, какой фильм подойдёт в конкретно взятой ситуации.

1. К примеру, если Вы находитесь в затяжной полосе невезения, то лучше подойдёт просмотр комедийного фильма. При том, если у Вас сложности на работе, то фильм не должен иметь большого отношение к работе вообще. Скорее, пусть он будет об отдыхе, каких-то смешных семейных ситуациях.

Впрочем, не всегда полезно смотреть то, что Вы уже видели. Иногда стоит абстрагироваться от известного и с интересом окунуться в мир неизвестного и захватывающего. Если это подействует, то можно с уверенностью констатировать, что этот фильм положительно скажется и на Вашем состоянии.

2. Если Вас беспокоят предстоящие перемены в жизни, к примеру, переезд в другой город или смене места работы, то у Вас есть все основания посмотреть комедию, связанную именно с такими явлениями. Единственное условие заключается в прочтении анонсов. Всё-таки нужно смотреть кино о позитивных изменениях и настраиваться именно на это.

3. Если у Вас наметились проблемы во взаимоотношениях с коллегами по работе, то стоит посмотреть нечто, вроде «Служебного романа», точнее, пересмотреть этот замечательный фильм, ведь сложно представить себе человека, который его никогда не видел.

Самой важной отличительной чертой кинотерапии является её умение очень быстро устранять негативные эмоции, заменяя их позитивными, что продуктивно сказывается и на работе, и на личной жизни человека.

Просмотр фильма и детальный разбор психологических причин поступков его героев, позволяет задуматься о правильности понимания причин своих собственных поступков. В данном случае принято использовать вместо термина «кинотерапия» термин «синемалогия» - изучение кино. Данный термин заимствован из работ профессора Антонио Менегетти, основателя онтопсихологической школы. «Синемалогия - это логика следствий, вызванных кинематографической действительностью».

Общим между изучением кино с психологией является ее аспекты, в процессе изучения которых необходимо погрузиться в мир бессознательного. Известно, что сознание (наше «Я») является лишь вершиной айсберга человеческой психики. Очень многие поступки человек совершает под воздействием бессознательных мотивов, которые зачастую лежат и в основе наших решений и поведенческих реакций.

Большинство людей полагают, что они тщательно обдумывают каждое свое решение. Понимание причин подобных поступков редко приходит сразу, иногда для осознания своей ошибки требуется довольно много времени, так как правильность сделанного выбора определяется по достигнутым результатам. На это может потребоваться много времени, а в идеале, хотелось бы знать оптимальное решение для каждой конкретной ситуации сразу, в тот самый момент когда эта ситуация разворачивается.

Люди не пользуеются в сознательной жизни большей частью своей психики, хотя она живет вместе с нами и посылает нам постоянные сигналы, к которым можно отнести спонтанные представления, рисование, фантазии, имагогику, сновидения и т.д. Все эти проявления бессознательного отсылают к своей базовой единице – образу. Бессознательное, с помощью образов, интерпретирует нашу активность в сознательной части нашей жизни и показывает ошибки, давая рекомендации по их исправлению. К сожалению, бессознательное и разум говорят на разных языках, и мы не понимаем смысла, переданного нам через онейрические образы, послания.

Кино является образным рядом определенной динамики, заданным для зрителя режиссером фильма. Показанные на экране образы вызывают у нас определенную реакцию, несмотря на то, что показанные в фильме события не имеют к нам никакого отношения, да и вообще не происходят в реальности. Эта автоматическая реакция запрограммирована в нашем бессознательном и кино позволяет нам ее «проявить», вывести в осознаваемую область психики.

Необходимо учитывать, что каждый зритель понимает фильм по-своему, то есть в соответствии с потребностью своего комплекса. Здесь необходим специалист, психолог, который владеет ключом интерпретации эмоциональной составляющей зрителей, пробуждаемой определенным образом, динамикой, которая присутствует в фильме, знает, какая реальность соответствует тому или иному образу.

Можно выявить «слабые места», узнать, что именно включает в нас одни и те же автоматические реакции, заставляющие совершать раз за разом одни и те же ошибки. Мы можем с помощью кино научиться использовать новые, творческие подходы к решению каких-либо вопросов в жизни, более адекватные для данных жизненных ситуаций. Отвечать на новые вызовы окружающей среды новым, неожиданным, даже для нас самих, способом.

Также, этот метод позволяет лучше понять свое тело, как и на какие семантические послания, оно реагирует, какой орган, часть тела или все тело отвечает на какое-то действие или субъекта. Очень важен правильный отбор фильмов для группового просмотра.

По мнению Н.И. Прокофьева существуют различные уровни анализа фильма:

-интерпретация сюжета, погружение в метафору, совместное эстетическое переживание;

-работа с символами и их возможными смыслами;

-проекция как основной механизм восприятия киноматериала;

-спонтанное обсуждение;

-опыт ведения пролонгированной группы личностного роста с использованием метода кинотерапии.

Специальными областями применения кинотерапии являются:

1. Кинофильм как средство самопознания и раскрытия внутренних резервов личности;

2. Кинофильм как средство эффективной саморегуляции;

3. Кинофильм как вспомогательный метод в психологическом консультировании;

4. Кинофильм как вспомогательный дидактический материал в учебном процессе;

5. Кинофильм как тренажер для решения проблем;

6. Кинофильм как средство внутрифирменного PR;

7. Кинофильм как инструмент налаживания межличностных и межгрупповых взаимоотношений.

Доктор Вудер (основатель методики кинотерапии) рекомендует следующие фильмы: при недостатке силы воли - «Рокки» со Сталлоне, для потерявших близкого человека - «Привидение», при утомлении от жизни - «Дон Жуан де Марко». Женщинам, неуверенным в себе, поможет кинофильм «Ширли Валентайн». «Воспитание Риты», по мнению Вудера, избавит от скуки. Если в отношениях назрел кризис, стоит посмотреть фильмы «Перед рассветом» и «Перед закатом».

Для кинотерапии подходят фильмы режиссёров: Феллини, Антониони, Куросавы, Хичкока, Тарковского, Чухрая, Михалкова, Рязанова.

Список использованной литературы:

1. Гожанская И.В. (2006). Кино как объект культурологического исследования : дисс. канд. культур. Саратов.

2. Гожанская И.В. (2004). Киноязык как открытая коммуникативная система // Социальные и духовные основания общественного развития : межвуз. сб. науч. труд. Саратов: СГТУ. С.158-164.

3. Карпова Н.Л. и др. (2011) / Н.Л. Карпова, М.М. Данина, Н.В. Кисельникова, А.И. Шувиков. Кинотерапия как средство психологической реабилитации и коррекции // Вестник. РГНФ. № 3. С. 121-130.

4. Карпова Н.Л. и др. (2011) / Н.Л. Карпова, М.М. Данина, Н.В. Кисельникова, А.И. Шувиков. Психологический, педагогический и психотерапевтический аспекты воздействия кино на зрителя // Вопросы психологии. № 4. С. 87-96.

5. Карпова Н.Л., Шувиков А.И. (2006). Метод кино- и видеотерапии в логопсихотерапии // Психологические, логопедические и психотерапевтические аспекты восстановления нарушенного речевого общения при заикании : матер. междун. науч.-практ. конф. памяти Ю.Б. Некрасовой. Москва, 14 октября 2004 г. М.; Самара : Изд-во НТЦ. С. 80-84.

Исполнитель:

Педагог-психолог
кабинета медицинской профилактики
О.А. Шарыпова


Возврат к списку