Буллинг

Буллинг

Английское слово «буллинг» из обыденного понятия давно уже стало социально-психологическим и педагогическим термином. Исследователи обычно определяют буллинг (это слово можно перевести как «травля») как повторяющееся враждебное поведение, имеющее целью причинить ущерб кому-то физически или психологически более слабому. Различают прямой, открытый (например, нападение) и опосредованный (например, исключение из общения) буллинг, а также целенаправленный, сознательный, буллинг и реактивный буллинг, мотивированный чувством гнева.

Жертвой жестокого обращения в детской среде может стать любой ребенок. Однако наиболее уязвимы дети, отличающиеся от ровесников внешними особенностями, как физическими, так и психическими. В «группу риска» попадают дети с физическими недостатками, другой национальности, необычным поведением и т.д. Жестокое обращение деформирует психику ребенка и может быть причиной различных нарушений. У детей, пострадавших из-за жестокого обращения, могут возникнуть социально-опасные формы поведения: насильственного, суицидального и зависимого характера (зависимость от психоактивных веществ, интернет-зависимость, игровая зависимость).

Выделяют различные формы детской жестокости. В скандинавских и англоязычных странах используются следующие термины: притеснение, дискриминация, моббинг (преимущественно групповые формы притеснения ребенка), буллинг. Последний термин используется в специальной литературе наиболее часто. Считается, что он полнее всего отражает суть обсуждаемого явления. Некоторые авторы ассоциируют этот термин с травлей и определяют буллинг как длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного ребенка или группы детей к другому ребенку (другим детям).

Причины такого поведения могут быть различны: месть, восстановление справедливости, инструмент подчинения лидеру, конкуренция, неприязнь, садизм дисгармонично развивающихся личностей.

Буллинг – это социальное явление, свойственное преимущественно организованным детским коллективам, в первую очередь, школе. Многочисленные исследователи объясняют это обстоятельство, прежде всего, тем, что школа – универсальное место для разрядки многочисленных негативных импульсов. В школе складываются определенные ролевые отношения среди детей в диапазоне «лидер-изгой». Буллинг проявляется через различные формы физических и (или) психических притеснений переживаемых детьми, со стороны других детей. Для одних детей – это систематические насмешки, отражающие какие-то особенности внешнего вида или личности пострадавших. Для других – порча их личных вещей, заталкивание под парту, вымогательство. Для третьих – откровенные издевательства, унижающие чувство человеческого достоинства. Кроме того, как проявления буллинга можно так же рассматривать действия, связанные с сознательной изоляцией пострадавших.

Раннее выявление буллинга оказывается довольно сложной задачей, и носит скорее случайный и эпизодический характер. На практике в нашей стране больше ориентируются на выявление детей и подростков, относящихся к группе риска по буллингу. К таким факторам относятся:

1. Множественный стресс. Речь идет о том, что жертвы травли обременены множеством проблем. Плохое здоровье, низкий социальный статус, неудовлетворительные отношения со сверстниками, большие семьи, выраженное социальное неблагополучие, а также низкие компенсаторные возможности – все это характерно для жертв травли.

2. Провоцирующие особенности жертвы. Так называемые провоцирующие жертвы – это дети и подростки, которые вследствие их личностных особенностей могут являться раздражающим факторам для большинства их условно толерантных ровесников. Фактически речь идет о феномене «инакости» в детских коллективах. «Необычная» манера речи, «необычный» смех, «необычный» юмор и т.д. уже, с точки зрения «обычных» школьников, может явиться достаточным поводом для негативного отношения.

3. Стигматизация – расовые (национальные) и физические особенности ребенка, а так же некоторые фенотипические особенности. Например, необычный цвет волос, тембр голоса, форма ушных раковин и т.д. для определенной категории детей и подростков могут явиться побудительным мотивом к травле.

В ситуации травли всегда можно выделить зачинщиков, это активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе, либо агрессивные дети, нашедшие для своего самоутверждения безответную жертву. Так же выделяется группа преследователей, которые подчиняются «стадному чувству», или пытаются заслужить расположение лидера в классе. Кроме того, они могут бояться оказаться в положении жертвы или не решаются пойти против большинства.

На проявления буллинга все дети реагируют по-разному. При наблюдении за детьми, страдающими от буллинга могут обнаружиться их определенные особенности. Это поведенческие особенности, такие как дистанцированность от взрослых и детей, негативизм при обсуждении темы буллинга, агрессивность к взрослым и детям. И эмоциональные особенности, такие как напряженность и страх при появлении ровесников, обидчивость и раздражительность, грусть, печаль и неустойчивое настроение.

У подвергающихся хроническому стрессу детей снижается сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям; могут возникать психосоматические расстройства (классические рвоты детей перед школой, вегето-сосудистая дистония, учащение или замедление сердцебиения, энурез и др.).

Информация о том, подвергается ли ребенок давлению со стороны сверстников может быть получена в результате искренней беседы с ним. Поэтому взрослый (родитель или педагог) должен быть готов к адекватному, понимающему и сопереживающему отражению исповеди травмированного ребенка о травле другими детьми, если последний решил ему открыться. Особенно печально, когда ребенок или подросток (подросткам, как правило, это дается крайне тяжело) решается открыться взрослому, рассказать о своей беде, а взрослого по тем или иным причинам такие откровения не интересуют. В этом случае может быть упущена драгоценная возможность узнать о серьезных проблемах в жизни детей и подростков, возможно даже не связанных с темой насилия.

Материал подготовлен по книге И.С. Бердышев, М.Г. Нечаева «Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики»

Исполнитель:

Медицинский психолог

психиатрического отделения

Д.В. Веселова


Возврат к списку