Размер шрифта A A A
Цвет сайта A A A
Изображения Ч/Б Вкл. Выкл.

Булимический невроз

Булимический невроз

Булимический невроз (нервная булимия)–психическое заболевание, развивающееся в основном в подростковом и юношеском возрасте, чаще всего у девушек. Булимический невроз может быть как самостоятельным заболеванием, так и проявлением других (не только психических) заболеваний.

Эпидемиология

Частота встречаемости булимического невроза не установлена; но, по некоторым данным, среди молодых женщин распространенность может достигать до 10%. Результатысоциологических[ опросов показали, что отдельные симптомы (например, вызывание рвоты с целью контроля массы тела) встречаются гораздо чаще. Заболеваниевстречаетсяпрактически исключительно в развитых странах.

Этиология

Специфические для булимии этиологические причины не выяснены, имеются лишь возможные предположительные этиопатогенетические механизмы. Большую роль в возникновении нервной булимии играет генетическая предрасположенность к расстройствам пищевого поведения - излишнее употребление продуктов питания до проявлений заболевания, часто у таких больных определяются проблемы с адаптацией во всех социальных сферах.Доподлинно установлена взаимозависимость от стрессовых ситуаций (семейные и сексуальные конфликты, пребывание в новом коллективе), которые могут стать провоцирующими причинами для формирования расстройства. Известна роль половых женских гормонов, в частности – эстрогена, влияющих на аппетит.Такие заболевания, какгиперандрогения и синдром поликистоза яичников, повышает риск появления нервной булимии. Играет роль и стиль воспитания, который напрямую связан с личностными особенностями родителей, семейным пищевым стереотипом, традициями - культуральными, национальными и семейными, которые оказывают значительное влияние на отношение к пище вообще и к определенным видам продуктов в частности, на способ приема пищи и т.д.

В семьях больных с булимией обычно складывается особое отношение к приему пищи как обязательному, необходимому, самому важному и значимому атрибуту межличностного общения. Повышенная значимость пищевых продуктов особенно ярко проявляется в семьях, в истории которых были периоды вынужденного голодания в связи с материальным затруднением или социальным потрясением

Одновременно с гипертрофированной пищевой мотивацией, как правило, наблюдается неразвитость других мотиваций или, по крайней мере, их меньшая значимость. Пищевая мотивация в иерархическом мотивационном ряду стоит на первом месте, опережая не только другие биологические мотивации, но и высшие психические мотивации. У остальных людей подобное, первое, место пищевая мотивация занимает только в самом раннем детстве, именно тогда и только тогда голод и сытость являются по праву основными регуляторами поведения. В дальнейшем их место занимают другие мотивации - к приятию других, самозащите, самовыражению, познанию, самоусовершенствованию, самореализации и т.д. У больных с булимией голод и сытость так и остаются основными регуляторами поведения, а прием пищи - основным способом доставить себе положительные эмоции, удовольствие и обрести чувство защищенности и комфорта.

Предрасположенность к заболеванию выявлена у людей, злоупотребляющих психоактивными веществами, при обследовании булимических и наркологических больных установлены определённые общие проявления (повышенная вспыльчивость, обеспокоенность, заниженная самооценка, нарушения в общении с окружающими).

Клиническая картина

У страдающих нервной булимией присутствуют сверхценные идеи, касающиеся формы и массы тела, в чем они напоминают больных нервной анорексией; вместе с тем у них совершенно утрачен контроль над приемом пищи. Приступы булимии могут провоцироваться стрессом или нарушением установленных самим же больным принципов и норм питания; иногда они бывают запланированными. Во время этих приступов потребляется огромное количество пищи: например, больной, уединившись, в один присест с жадностью поглощает буханку хлеба, полную банку варенья, торт и бисквиты. Вначале такой «кутеж» снимает напряжение, но вскоре чувство облегчения сменяется сознанием вины и отвращением. Затем больной вызывает рвоту; поначалу ему приходится для этого раздражать заднюю стенку глотки, вложив в рот пальцы, но в дальнейшем необходимость в этом отпадает, поскольку тот же эффект он может получить произвольно. В некоторых случаях ежедневно происходит несколько приступов булимии с последующей рвотой.

Кроме того, для этого расстройства характерен синдром ночной еды, который характеризуется триадой симптомов:утренняя анорексия;вечерняя и ночная булимия;инсомния.

В основном этот синдром встречается у женщин, склонных к депрессии. С утра у них аппетит или резко снижен, или вообще отсутствует, нередко вид пищи может вызывать отвращение, а попытка насильного ее употребления может спровоцировать тошноту и рвоту с последующим отказом от еды. Во второй половине дня аппетит резко возрастает и приводит к потреблению большого количества высококалорийной пищи вечером. При этом насыщаемость формируется плохо. Сон у этих больных нарушен, они с трудом засыпают, часто пробуждаются ночью и принимают пищу. Некоторые пациенты считают, что именно голод не позволяет им заснуть и пробуждает ночью. Другие говорят, что едят ночью не из-за ощущения голода, а чтобы успокоиться, расслабиться, отвлечься от неприятных мыслей и вновь заснуть. У пациентов с синдромом ночной еды прием пищи используется как своеобразное снотворное средство.

Лечение

Большинство пациентов с неосложненной нервной булимией не требует госпитализации. Амбулаторное лечение, как правило, не вызывает сложностей, но курс необходимой психотерапии часто длительный.В некоторых случаях, когда приступы «обжорства» частые и длительные, амбулаторное лечение не эффективно, или у пациентки прослеживаются суицидальные или иные психотические тенденции, госпитализация становится единственным верным выбором. Кроме того, возникшие электролитические и метаболические нарушения в результате «очисток организма» могут быть купированы лишь в стационарных условиях.

Лечение заболевания проходит в несколько этапов, первым из которых является подбор медикаментозной терапии. Наиболее эффективными препаратами в лечении нервной булимии являются антидепрессанты. Среди антидепрессантов нашли применение селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС), такие как флуоксетин. Антидепрессанты могут уменьшить частоту и тяжесть приступов переедания. Таким образом, антидепрессанты были успешно использованы в особо трудных клинических случаях нервной булимии, которые не реагируют на психотерапию. Мелипрамин и ингибиторы моноаминоксидазытакже оказались эффективными. Большинство антидепрессантов оказывают лечебный эффект в дозах, применяемых для лечения депрессивных эпизодов.

Второй этап- интегративная комплексная психотерапия булимии. Это, прежде всего, поведенческая психотерапия и ведение специально разработанных рабочих дневников и других домашних заданий. Третий этап- семейная психотерапия булимии. Именно первичная (родительская) семья зачастую «подготавливает» человека к заболеванию, а уже члены собственной семьи создают условия для проявления того, что было заложено и готово к активизации. Поэтому семейная психотерапия является важным инструментом коррекции условий, в которой происходит болезнь.Четвертый этап- реабилитация. Для пациента это работа дома - закрепление полученных новых навыков мышления и поведения и внедрение их в жизнь.

Использованная литература:

1) Онегина Е.Ю. Клинические варианты и динамика аффективных нарушений при нервной анорексии и нервной булимии. Дисс. канд. мед. наук.: 14.01.06. Онегина Елена Юрьевна. М., 2010, 164 с.

2) Скугаревский, О. А. Нарушения пищевого: автореф. дис. ... д-ра мед.наук : 14.00.18, 19.00.04 / О. А. СкугаревскийБГМУ. - Минск, 2008. - 41 с.

3) Култышев Д. В. Клиника, динамика систематика пограничных нервно-психических расстройств у подростков с зависимым пищевым поведением.Дисс. канд. мед. наук.: 14.01.06. Култышев Денис Владимирович. Томск, 2009. – 185 с.

4) Валиуллина, М. X. Психоэмоциональные особенности девушек-подростков с конституционно-экзогенной формой ожирения / М. X. Вали-уллина // Казан, мед.журн. 2004. - Т. 85, № 4 . - С. 275—279.


Возврат к списку