Абоненты особой категории
Одними из самых сложных для консультирования всегда были и остаются звонки от суицидальных абонентов. Ведь не зависимо от уровня квалификации и опыта психолога-консультанта сохраняется тревожащий фактор неизвестности итога обращения – положит ли человек телефонную трубку со словами благодарности за оказанную поддержку или прервет вызов на полуслове.
«Любой абонент может находиться в состоянии кризиса, но каждый суицидальный абонент находится в этом состоянии» - факт. Поэтому основой взаимодействия с абонентами с суицидальными намерениями являются установление доверительных отношений и формирование поддержки, а также оценка текущей суицидальной ситуации. Для установления доверительного отношения требуется значительный опыт и терпение консультанта, т.к. сам контакт осложняется спецификой телефонного взаимодействия – единственным каналом взаимодействия (аудиальным) и эффектом «неожиданности» (звонок раздается неожиданно и так же неожиданно может прерваться). Быть открытым и способным говорить о суициде свободно - способность помогающая снизить тревогу обратившегося по поводу своих суицидальных порывов.
Достигнуть же доверия психологу-консультанту (так и любому другому человеку, оказавшемуся рядом) можно, если показать, что вы хотите попытаться понять, что произошло с конкретным человеком и что вы обладаете достаточным количеством времени, чтобы выслушать его. Обходительность и вежливость, желание разобраться в происходящем очень значимы для суицидального абонента. Если абонент понимает, что консультант интересуется им и не боится высказываемых суицидальных мыслей, он способен понять что суицид не является единственным решением его проблемы. Если в противовес тревожному, беспомощному, потерянному абоненту консультант транслирует уверенность и самообладание тем самым он передает свое состояние обратившемуся.
Однако не менее серьезное значение имеет и уверенность звонящего в конфиденциальности текущего контакта и предоставляемой информации. Ведь сложно представить, что кто-то может поделиться действительно важным не будучи уверенным в конфиденциальности взаимодействия.
Используя техники активного слушания, подстройки под состояние обратившегося, эмоциональной поддержки консультант постепенно ведет человека к возможности выражения своих чувств, сдерживаемых эмоций, угнетающих, тревожащих мыслей. У абонентов находящихся под влиянием саморазрушающих тенденций обычно нарушена именно сфера коммуникации и взаимоотношений с окружающими людьми, часто они находятся в ситуации потери значимого близкого в результате смерти, разрыва отношений или отвержения. А потребность быть услышанным – блокирована. Суицид в таких ситуациях – отчаянный способ выражения безнадежности и чувства беспомощности.
Психолог-консультант работающий на Телефоне доверия должен постараться установить обратную связь с абонентом. В кризисном состоянии он может стать единственной поддержкой для обратившегося, которому нужно принять жизненно важное решение.
Позиция консультанта при взаимодействии с суицидальным абонентом носит скорее «жизненный», чем «профессиональный» характер с достаточным уровнем эмпатии, человеческого интереса, пониманием и принятием происходящего, со способностью оставаться эмоционально устойчивым, энергетически наполненным, чтобы не опуститься «вниз» вместе с обратившимся, а вопреки всему помочь ему вернуться в жизнь…
Исполнитель:
Медицинский психолог диспансерного отделения
В.Н.Смирнова