«Меньше критики, больше позитива в воспитании ребенка» - интервью с детским врачом-психиатром Еленой Пинигиной
Жизнь каждого человека уникальна, начиная с первых минут жизни после рождения. У каждого свое воспитание, развитие, интересы. Создавая семью, каждый Homo sapiens, мечтает стать счастливым родителем. Но у всех ли это получается? Поговорим об этом и других проблемах в воспитании детей с детским врачом-психиатром Еленой Пинигиной.
ЕП: Когда у вас рождается ребенок, вы счастливы, что стали родителями, делаете все, чтобы ребенку было хорошо, радуетесь общению с ним, восхищаетесь каждой мелочью…
Кор: Елена Владимировна, в раннем детском возрасте редко возникают проблемы с детьми. Недопонимания и конфликты возникают в школьном возрасте…
ЕП: Что происходит такого страшного? Да, ребенку надо ходить в школу, получать знания общаться, взрослеть. Школа меньше, чем жизнь, и ее надо вывести за рамки ваших отношений с ребенком.
Научите ребенка в первом классе самостоятельно собирать рюкзак и делать уроки. Если ваш ребенок не может делать уроки сам – есть причина. И лень тут не при чем. Лень всегда раскладывается на отсутствие мотивации и воли. Среди причин, по которым ребенок не делает уроки сам: повышенное внутричерепное давление, гипертонус, психологические проблемы, СДВГ (синдром дефицита внимания и геперактивность). И вместо того, чтобы тратить время над учебниками необходимо определить причину. В первом классе на подготовку домашнего задания должно уходить от 15 до 45 минут.
Встречая ребенка из школы не задавайте вопросы «Как прошла контрольная? Все ли ты успел?» не надо. Лучше поинтересуйтесь «Как ты себя чувствовал во время контрольной? Волновался?».
Кор: Многие родители с раннего возраста водят ребенка в кружки, секции, изучение иностранных языков…
ЕП: А потом получают неврозы. У ребенка обязательно должно быть свободное время от 2 до 4 часов в день. Поймите оценки не главное в жизни, из-за успеваемости в школе портятся отношения родителей и детей. Некоторые родители в подростковом возрасте устраивают тотальный контроль над ребенком. Психика у подростков и без того обострена, а во время подготовки к ОГЭ и ЕГЭ наступает тяжелое время для семьи: неврозы и депрессии.
Кор: Как в такой ситуации семья может сама себе помочь?
ЕП: Помните, что Ваши любовь и внимание для ребенка ценно. Сохраните близость, доверие, и, конечно же, дружбу со своим ребенком. Знайте, если родители психологически стабильны, то и у детей все будет хорошо.
Кор: Есть семьи, которые считают, что у них в семье комфортный психологический климат, и все проблемы которые возникают у ребенка это только по его вине.
ЕП: Мало в семье тех отношений, когда пытаются ребенка одеть, обуть, накормить, купить последние новинки, дать деньги на карманные расходы. Одним словом – это забота, но, к сожалению, некоторые родители уверены, что этого достаточно. Дайте своему ребенку практические навыки. Научите общаться с разными возрастными группами, договариваться, нести ответственность. Так своему ребенку вы поможете уверенно чувствовать во взрослой жизни.
Можно много привести примеров разного воспитания детей в одной семье. Часто можно видеть, как один ребенок уверен в себе, успешный ученик, а другой закомплексованный, не общительный, даже возможно трусоват или агрессивен. Это значит, что дети по-разному ощущали родительскую любовь и внимание. Если в вашей семье более одного ребенка любите, и воспитывайте детей одинаково. Помните, как вы общаетесь с ребенком в детстве, так он будет общаться с вами в старости.
Кор: Елена Владимировна, а вы как детский врач-психиатр, как считаете с какого возраста можно давать ребенку деньги?
ЕП: Карманные деньги рекомендую давать ребенку с 6-ти лет. Не крупные суммы, но регулярно, которыми он распоряжается сам. И главное не манипулируйте ребенком при помощи денег. Не контролируйте, на что ребенок их тратит.
Кор: Из нашего с вами диалога многие родители сделают вывод, что весь мир должен крутиться вокруг любимого чада. Но ведь возникает вопрос «Неужели ребенка совсем нельзя наказывать?»
ЕП: Наказывать детей можно и даже нужно при этом без агрессии. Например, вы попросили ребенка после школы выполнить домашние обязанности (вынести мусор, прибрать в комнате, пропылесосить), но вечером вы видите, что ребенок в гаджете и ничего не сделано. Обнимите, поцелуйте ребенка, скажите, как вы его сильно любите и скучали, без крика и оскорблений заберите гаджет, указав, за что его наказали.
Кор: Часто у школы я наблюдаю, как родители привозят и забирают детей из школы не только начальных классов. Как вы к этому относитесь?
ЕП: Это не плохо если между родителями и ребенком была договоренность. Ребенок должен знать, что в семье его уважают, ему доверяют, и с ним считаются. Только в этом случае ребенок не примкнет к «плохой компании».
Кор: Как воспитать ребенка так, чтобы он вырос порядочным человеком, без вредных привычек и со здоровой психикой?
ЕП: Воспитывать нужно своим примером, дети развиваются по аналогии. Если перед ребенком уравновешенные, рассудительные, общительные, честные, умеющие решать проблемы родители, то и ребенок будет таким. Конечно, есть семьи, где все друг друга критикуют, не способны решать возникающие проблемы или из любой ситуации делают проблему, то, как вы думаете, каким будет ребенок? Как ему научиться быть не таким как его родители?
Чаще говорите с детьми о жизни. Разбирая поступки ребенка, не критикуйте его, а рассуждайте «Мне нравится когда ты…», «Мне бы хотелось…» и т.д.
Покажите своему ребенку, что вы любящие родители, способные решить проблемы, защитить своего ребенка.
Пресс-служба БУ ХМАО - Югры
«Ханты-Мансийская клиническая
психоневрологическая больница»
ЕП: Когда у вас рождается ребенок, вы счастливы, что стали родителями, делаете все, чтобы ребенку было хорошо, радуетесь общению с ним, восхищаетесь каждой мелочью…
Кор: Елена Владимировна, в раннем детском возрасте редко возникают проблемы с детьми. Недопонимания и конфликты возникают в школьном возрасте…
ЕП: Что происходит такого страшного? Да, ребенку надо ходить в школу, получать знания общаться, взрослеть. Школа меньше, чем жизнь, и ее надо вывести за рамки ваших отношений с ребенком.
Научите ребенка в первом классе самостоятельно собирать рюкзак и делать уроки. Если ваш ребенок не может делать уроки сам – есть причина. И лень тут не при чем. Лень всегда раскладывается на отсутствие мотивации и воли. Среди причин, по которым ребенок не делает уроки сам: повышенное внутричерепное давление, гипертонус, психологические проблемы, СДВГ (синдром дефицита внимания и геперактивность). И вместо того, чтобы тратить время над учебниками необходимо определить причину. В первом классе на подготовку домашнего задания должно уходить от 15 до 45 минут.
Встречая ребенка из школы не задавайте вопросы «Как прошла контрольная? Все ли ты успел?» не надо. Лучше поинтересуйтесь «Как ты себя чувствовал во время контрольной? Волновался?».
Кор: Многие родители с раннего возраста водят ребенка в кружки, секции, изучение иностранных языков…
ЕП: А потом получают неврозы. У ребенка обязательно должно быть свободное время от 2 до 4 часов в день. Поймите оценки не главное в жизни, из-за успеваемости в школе портятся отношения родителей и детей. Некоторые родители в подростковом возрасте устраивают тотальный контроль над ребенком. Психика у подростков и без того обострена, а во время подготовки к ОГЭ и ЕГЭ наступает тяжелое время для семьи: неврозы и депрессии.
Кор: Как в такой ситуации семья может сама себе помочь?
ЕП: Помните, что Ваши любовь и внимание для ребенка ценно. Сохраните близость, доверие, и, конечно же, дружбу со своим ребенком. Знайте, если родители психологически стабильны, то и у детей все будет хорошо.
Кор: Есть семьи, которые считают, что у них в семье комфортный психологический климат, и все проблемы которые возникают у ребенка это только по его вине.
ЕП: Мало в семье тех отношений, когда пытаются ребенка одеть, обуть, накормить, купить последние новинки, дать деньги на карманные расходы. Одним словом – это забота, но, к сожалению, некоторые родители уверены, что этого достаточно. Дайте своему ребенку практические навыки. Научите общаться с разными возрастными группами, договариваться, нести ответственность. Так своему ребенку вы поможете уверенно чувствовать во взрослой жизни.
Можно много привести примеров разного воспитания детей в одной семье. Часто можно видеть, как один ребенок уверен в себе, успешный ученик, а другой закомплексованный, не общительный, даже возможно трусоват или агрессивен. Это значит, что дети по-разному ощущали родительскую любовь и внимание. Если в вашей семье более одного ребенка любите, и воспитывайте детей одинаково. Помните, как вы общаетесь с ребенком в детстве, так он будет общаться с вами в старости.
Кор: Елена Владимировна, а вы как детский врач-психиатр, как считаете с какого возраста можно давать ребенку деньги?
ЕП: Карманные деньги рекомендую давать ребенку с 6-ти лет. Не крупные суммы, но регулярно, которыми он распоряжается сам. И главное не манипулируйте ребенком при помощи денег. Не контролируйте, на что ребенок их тратит.
Кор: Из нашего с вами диалога многие родители сделают вывод, что весь мир должен крутиться вокруг любимого чада. Но ведь возникает вопрос «Неужели ребенка совсем нельзя наказывать?»
ЕП: Наказывать детей можно и даже нужно при этом без агрессии. Например, вы попросили ребенка после школы выполнить домашние обязанности (вынести мусор, прибрать в комнате, пропылесосить), но вечером вы видите, что ребенок в гаджете и ничего не сделано. Обнимите, поцелуйте ребенка, скажите, как вы его сильно любите и скучали, без крика и оскорблений заберите гаджет, указав, за что его наказали.
Кор: Часто у школы я наблюдаю, как родители привозят и забирают детей из школы не только начальных классов. Как вы к этому относитесь?
ЕП: Это не плохо если между родителями и ребенком была договоренность. Ребенок должен знать, что в семье его уважают, ему доверяют, и с ним считаются. Только в этом случае ребенок не примкнет к «плохой компании».
Кор: Как воспитать ребенка так, чтобы он вырос порядочным человеком, без вредных привычек и со здоровой психикой?
ЕП: Воспитывать нужно своим примером, дети развиваются по аналогии. Если перед ребенком уравновешенные, рассудительные, общительные, честные, умеющие решать проблемы родители, то и ребенок будет таким. Конечно, есть семьи, где все друг друга критикуют, не способны решать возникающие проблемы или из любой ситуации делают проблему, то, как вы думаете, каким будет ребенок? Как ему научиться быть не таким как его родители?
Чаще говорите с детьми о жизни. Разбирая поступки ребенка, не критикуйте его, а рассуждайте «Мне нравится когда ты…», «Мне бы хотелось…» и т.д.
Покажите своему ребенку, что вы любящие родители, способные решить проблемы, защитить своего ребенка.
Пресс-служба БУ ХМАО - Югры
«Ханты-Мансийская клиническая
психоневрологическая больница»