Размер шрифта A A A
Цвет сайта A A A
Изображения Ч/Б Вкл. Выкл.

Патологические формы агрессивного поведения детей и подростков

При определенных условиях агрессивное поведение может носить патологический характер — быть симптомом поведенческого, личностного или психического расстройства.

Патологические формы агрессивного поведения выделяются на основе следующих критериев:


  • агрессивное поведение неадекватно ситуации;
  • оно не является однократным и длительно сохраняется;
  • оно чрезмерно выражено (например, носит характер брутальных действий);
  • оно представляет реальную опасность для самой личности или окружающих людей;
  • оно необычно, вычурно;
  • личность неспособна адекватно оценивать происходящее;
  • агрессивное поведение не вызывает переживаний или раскаяния со стороны человека, его проявляющего;
  • человек неспособен контролировать свои действия.

В детском возрасте патологическое агрессивное поведение наиболее тесно оказывается связанным со следующими признаками:

  • расстройством поведения;
  • эмоциональными нарушениями;
  • гиперактивностью.

Другие психические расстройства, такие, как детский аутизм, олигофрения, шизофрения, также могут сопровождаться проявлением агрессии. Специалист должен иметь в виду, что агрессивное поведение не является специфичным, обязательным для рассмотренных категорий. В большинстве случаев оно носит характер вторичного нарушения, т. е. возникает вследствие негативной реакции окружающих на ребенка и его проблемы.

Международная классификация болезней, указывает на специфическое поведенческое расстройство с началом, характерным для детского и подросткового возраста, с выраженным участием в его структуре агрессивных компонентов: расстройства поведения; расстройства поведения, ограничивающиеся семейным окружением; социализированное расстройство поведения; социализированное расстройство поведения; оппозиционно-вызывающее поведение.

При наличии общих признаков расстройство поведения может иметь различные формы. МКБ-10 описывает четыре ведущие формы поведенческого расстройства детского и подросткового возраста:

  • расстройство поведения, ограничивающееся только семейным окружением;
  • расстройство поведения на фоне плохих взаимоотношений с группой сверстников, отвержения и изоляции (несоциализированное расстройство поведения);
  • расстройство поведения на фоне нормальных отношений со сверстниками, проявляющееся в различных ситуациях — дома и вне семейного окружения (социализированное расстройство поведения);
  • оппозиционно-вызывающее поведение (проявляющееся преимущественно признаками 1-8, не согласующееся с уровнем развития и ведущее к выраженной дезадаптации).

В других случаях агрессивное поведение не выступает в качестве ведущей проблемы, но может периодически проявляться в качестве сопутствующего признака психического расстройства. Агрессия в форме вспыльчивости, раздражительности, дисфоричности часто входит в состав следующих расстройств:

  • эмоциональные нарушения (тревога, депрессия, ипохондричность, обсессивность);
  • гиперкинетические расстройства (гиперкинетические расстройства не совпадают с высокой активностью ребенка. Для подтверждения данного диагноза необходимо присутствие трех синдромов, вызывающих сниженную адаптивность и не согласующихся с уровнем развития ребенка);
  • выраженные нарушения концентрации и устойчивости внимания;
  • чрезмерная моторная активность;
  • неконтролируемая импульсивность.

В ряде случаев эти особенности приводят к выраженной негативной реакции окружающих людей и доминированию наказаний в его воспитании. С большой вероятностью вторично может развиться враждебность и агрессивное поведение, не являющееся специфическим симптомом указанного расстройства.

Таким образом, агрессивное поведение может быть маркером психических и поведенческих расстройств. В каждом отдельном случае оно требует наблюдения и специальной оценки. Психологический анализ агрессивного поведения в детском и подростковом возрасте должен сочетаться с его медицинским освидетельствованием.

Вполне возможно, что такое поведение требует медицинского вмешательства и сотрудничества с врачами. В подростковом возрасте ситуация существенно усложняется.

К индивидуально-типологическому и психопатологическому факторам агрессивного поведения присоединяется кризисно-возрастной. Кризисная ситуация развития потенцирует как влияние неблагоприятных факторов, так и собственно агрессивные проявления. В целом для подросткового возраста характерен высокий уровень агрессии и агрессивного поведения. На фоне возрастного кризиса также усиливаются различные психопатологические проявления. В динамике агрессивного и насильственного поведения данного возраста ведущую роль приписывают следующим расстройствам:

  • аффективные расстройства или расстройства настроения (депрессия, тревога и страхи, дистимии и тоска);
  • расстройства влечений;
  • психопатическое развитие.

Так, расстройства настроения в ряде случаев сочетаются с патологией влечений.

Например, патологическое поведение с периодическим неодолимым влечением к поджогам (пиромания) или воровству (клептомания). К этому же ряду рас­стройств влечений относятся склонность к побегам и бродяжничество. В целом синдром нарушенных влечений характеризуется импульсивностью, стойкостью, чуждостью для личности и неодолимостью.

Психопатическое развитие характеризуется появляющимися в раннем возрасте аномалиями характера. Причем нежелательные качества относительно устойчивы в течение последующей жизни, они проявляются тотально (в различных сферах жизни) и достигают степени, нарушающей социальную адаптацию личности. До 18 лет предпочтителен диагноз «психопатическое развитие», указывающий на динамичность — изменчивость личностных свойств детей и подростков. После 18 лет агрессивное поведение может расцениваться уже как симптом общего личностного расстройства.

Диагностические критерии личностных расстройств представлены в DSM-IV (американская классификация психических, поведенческих и личностных расстройств) и в МКБ-10 (Международная классификация болезней 10-го пересмотра, официально принятая в России). Личностные расстройства имеют общие признаки. Начинаясь в детском и подростковом возрасте, они характеризуются стабильностью и длительностью. Они затрагивают не одну, но несколько основных сфер личностного функционирования. Они проявляются на различных уровнях: когнитивном, эмоциональном, поведенческом, межличностном и т. д. Личностные расстройства приводят к снижению адаптивных возможностей, в связи с чем сама личность испытывает дистресс. Личностные расстройства сопровождаются поведением, отклоняющимся от социальных норм, и неблагоприятно воздействуют на окружающих. Данные особенности не могут быть объяснены иными причинами, а признаки других психических расстройств при этом отсутствуют.

Список использованной литературы:

1. Платонова Н.М. (ред.) Агрессия у детей и подростков СПб.: Речь, 2006. - 336с.
2. Бережкова Е. И. Агрессивность младших школьников // Актуальные проблемы современной психологии. Ученые записки ЛГОУ им. А. С. Пушкина. СПб., 2003. С. 104-107.
3. Гарднер Р. Психотерапия детских проблем. СПб.: Речь, 2002.416 с.
4. Змановская Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). М., 2003.
5. МКБ — 10. Классификация психических и поведенческих расстройств. ВОЗ, Женева; СПб., 1998.
6. Попов Ю. В., Вид В. Д. Современная клиническая психиатрия. СПб: Речь, 2000.
7. Рычкова Н. А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, коррекция, профилактика. М., 2001.
8. Эйдемиллер. Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб., 2003.

Исполнитель:

Медицинский психолог
диспансерного отделения
А.А. Ковешников.


Возврат к списку