Патологические формы агрессивного поведения детей и подростков
При определенных условиях агрессивное поведение может носить патологический характер — быть симптомом поведенческого, личностного или психического расстройства.
Патологические формы агрессивного поведения выделяются на основе следующих критериев:
- агрессивное поведение неадекватно ситуации;
- оно не является однократным и длительно сохраняется;
- оно чрезмерно выражено (например, носит характер брутальных действий);
- оно представляет реальную опасность для самой личности или окружающих людей;
- оно необычно, вычурно;
- личность неспособна адекватно оценивать происходящее;
- агрессивное поведение не вызывает переживаний или раскаяния со стороны человека, его проявляющего;
- человек неспособен контролировать свои действия.
В детском возрасте патологическое агрессивное поведение наиболее тесно оказывается связанным со следующими признаками:
- расстройством поведения;
- эмоциональными нарушениями;
- гиперактивностью.
Другие психические расстройства, такие, как детский аутизм, олигофрения, шизофрения, также могут сопровождаться проявлением агрессии. Специалист должен иметь в виду, что агрессивное поведение не является специфичным, обязательным для рассмотренных категорий. В большинстве случаев оно носит характер вторичного нарушения, т. е. возникает вследствие негативной реакции окружающих на ребенка и его проблемы.
Международная классификация болезней, указывает на специфическое поведенческое расстройство с началом, характерным для детского и подросткового возраста, с выраженным участием в его структуре агрессивных компонентов: расстройства поведения; расстройства поведения, ограничивающиеся семейным окружением; социализированное расстройство поведения; социализированное расстройство поведения; оппозиционно-вызывающее поведение.
При наличии общих признаков расстройство поведения может иметь различные формы. МКБ-10 описывает четыре ведущие формы поведенческого расстройства детского и подросткового возраста:
- расстройство поведения, ограничивающееся только семейным окружением;
- расстройство поведения на фоне плохих взаимоотношений с группой сверстников, отвержения и изоляции (несоциализированное расстройство поведения);
- расстройство поведения на фоне нормальных отношений со сверстниками, проявляющееся в различных ситуациях — дома и вне семейного окружения (социализированное расстройство поведения);
- оппозиционно-вызывающее поведение (проявляющееся преимущественно признаками 1-8, не согласующееся с уровнем развития и ведущее к выраженной дезадаптации).
В других случаях агрессивное поведение не выступает в качестве ведущей проблемы, но может периодически проявляться в качестве сопутствующего признака психического расстройства. Агрессия в форме вспыльчивости, раздражительности, дисфоричности часто входит в состав следующих расстройств:
- эмоциональные нарушения (тревога, депрессия, ипохондричность, обсессивность);
- гиперкинетические расстройства (гиперкинетические расстройства не совпадают с высокой активностью ребенка. Для подтверждения данного диагноза необходимо присутствие трех синдромов, вызывающих сниженную адаптивность и не согласующихся с уровнем развития ребенка);
- выраженные нарушения концентрации и устойчивости внимания;
- чрезмерная моторная активность;
- неконтролируемая импульсивность.
В ряде случаев эти особенности приводят к выраженной негативной реакции окружающих людей и доминированию наказаний в его воспитании. С большой вероятностью вторично может развиться враждебность и агрессивное поведение, не являющееся специфическим симптомом указанного расстройства.
Таким образом, агрессивное поведение может быть маркером психических и поведенческих расстройств. В каждом отдельном случае оно требует наблюдения и специальной оценки. Психологический анализ агрессивного поведения в детском и подростковом возрасте должен сочетаться с его медицинским освидетельствованием.
Вполне возможно, что такое поведение требует медицинского вмешательства и сотрудничества с врачами. В подростковом возрасте ситуация существенно усложняется.
К индивидуально-типологическому и психопатологическому факторам агрессивного поведения присоединяется кризисно-возрастной. Кризисная ситуация развития потенцирует как влияние неблагоприятных факторов, так и собственно агрессивные проявления. В целом для подросткового возраста характерен высокий уровень агрессии и агрессивного поведения. На фоне возрастного кризиса также усиливаются различные психопатологические проявления. В динамике агрессивного и насильственного поведения данного возраста ведущую роль приписывают следующим расстройствам:
- аффективные расстройства или расстройства настроения (депрессия, тревога и страхи, дистимии и тоска);
- расстройства влечений;
- психопатическое развитие.
Так, расстройства настроения в ряде случаев сочетаются с патологией влечений.
Например, патологическое поведение с периодическим неодолимым влечением к поджогам (пиромания) или воровству (клептомания). К этому же ряду расстройств влечений относятся склонность к побегам и бродяжничество. В целом синдром нарушенных влечений характеризуется импульсивностью, стойкостью, чуждостью для личности и неодолимостью.
Психопатическое развитие характеризуется появляющимися в раннем возрасте аномалиями характера. Причем нежелательные качества относительно устойчивы в течение последующей жизни, они проявляются тотально (в различных сферах жизни) и достигают степени, нарушающей социальную адаптацию личности. До 18 лет предпочтителен диагноз «психопатическое развитие», указывающий на динамичность — изменчивость личностных свойств детей и подростков. После 18 лет агрессивное поведение может расцениваться уже как симптом общего личностного расстройства.
Диагностические критерии личностных расстройств представлены в DSM-IV (американская классификация психических, поведенческих и личностных расстройств) и в МКБ-10 (Международная классификация болезней 10-го пересмотра, официально принятая в России). Личностные расстройства имеют общие признаки. Начинаясь в детском и подростковом возрасте, они характеризуются стабильностью и длительностью. Они затрагивают не одну, но несколько основных сфер личностного функционирования. Они проявляются на различных уровнях: когнитивном, эмоциональном, поведенческом, межличностном и т. д. Личностные расстройства приводят к снижению адаптивных возможностей, в связи с чем сама личность испытывает дистресс. Личностные расстройства сопровождаются поведением, отклоняющимся от социальных норм, и неблагоприятно воздействуют на окружающих. Данные особенности не могут быть объяснены иными причинами, а признаки других психических расстройств при этом отсутствуют.
Список использованной литературы:
1. Платонова Н.М. (ред.) Агрессия у детей и подростков СПб.: Речь, 2006. - 336с.
2. Бережкова Е. И. Агрессивность младших школьников // Актуальные проблемы современной психологии. Ученые записки ЛГОУ им. А. С. Пушкина. СПб., 2003. С. 104-107.
3. Гарднер Р. Психотерапия детских проблем. СПб.: Речь, 2002.416 с.
4. Змановская Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). М., 2003.
5. МКБ — 10. Классификация психических и поведенческих расстройств. ВОЗ, Женева; СПб., 1998.
6. Попов Ю. В., Вид В. Д. Современная клиническая психиатрия. СПб: Речь, 2000.
7. Рычкова Н. А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, коррекция, профилактика. М., 2001.
8. Эйдемиллер. Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб., 2003.
Исполнитель:
Медицинский психолог
диспансерного отделения
А.А. Ковешников.