Нарушения поведения у детей с риском наркотизации и формирования зависимости
Аддиктивное поведение детей и подростков - это "саморазрушающее" поведение, которое определяется повторяющимися действиями, направленными на систематическое употребление психоактивных веществ (ПАВ) с целью изменения своего психического состояния с развитием выраженных первичных социальных, психологических и медицинских последствий до стадии формирования зависимости.
Профилактика зависимости от наркотических средств представляет собой стратегию, направленную на снижение факторов риска в "группах риска формирования зависимости".
Факторы риска:
Необходимо выделять биологические факторы и факторы "патологической почвы", макро - и микросоциальные, психологические факторы, предрасполагающие к аддиктивному поведению с употреблением ПАВ.
Биологические факторы риска наркотизации:
- наследственная отягощенность психическими и наркологическими расстройствами родителей и ближайших родственников;
- хронические соматические заболевания;
- ранняя сексуальная активность, подростковая беременность;
- низкая толерантность по отношению к употребляемому психоактивному веществу;
- особенности употребляемого вещества с индивидуально различным по отношению к индивидууму потенциалом формирования зависимости.
Факторы "патологической почвы":
- резидуально-органические поражения головного мозга (менингоэнцефалиты, черепно-мозговые травмы) с органическими психическими расстройствами не психотического характера без выраженного когнитивного дефицита;
- различные проявления ретардированного дизонтогенетического развития, включая задержки развития, ретардированный пубертатный криз, задержанное развитие (инфантилизм);
- различные проявления диссоциированного и дисгармоничного развития, включая формирующиеся аномально-личностные свойства, из которых наиболее значимыми как фактор "патологической почвы" являются эмоционально-неустойчивые, диссоциальные, истерические черты;
Макросоциальные факторы риска наркотизации:
- состояние социально-экономической ситуации в стране с высоким риском дисстрессовых состояний у населения;
- кризис базовой системы ценностей и культурных норм;
- формирование устойчивой наркотической субкультуры с закреплением установок на употребление ПАВ как "престижное" поведение;
- доступность психоактивных веществ.
Микросоциальные факторы риска наркотизации, связанные с опытом ребенка в ведущих сферах его жизнедеятельности: в семье, в учреждениях образования, в общении со сверстниками.
Семейный микросоциальный фактор:
· злоупотребление ПАВ в семье, воспитание в семье больных алкоголизмом, наркоманией;
· дисфункциональные воспитательные стили с высоким уровнем семейного стресса, низким уровнем семейного дохода, семейной нестабильностью;
· отсутствие чувства принадлежности к семье;
· несоблюдение членами семьи социальных норм и правил.
Школьный микросоциальный фактор:
· асоциальные формы поведения в образовательном учреждении;
· школьная неуспешность, особенно начавшаяся в младшем школьном возрасте;
· частые переходы из одной школы в другую;
· конфликтные отношения с педагогами и соучениками;
· отстраненное или "скрывающее" отношение педагогического коллектива к употреблению ПАВ учениками.
Коммуникативный микросоциальный фактор:
· наличие в ближайшем окружении ребенка сверстников с девиантным поведением или лиц, употребляющих ПАВ;
· конфликтные взаимоотношения со сверстниками;
· одобрение наркотизации в ближайшем окружении ребенка.
Психологический (личностный) фактор риска наркотизации:
· наличие акцентуированных свойств характера;
· личностные особенности (неуверенность в себе, заниженная самооценка, колебания настроения, невысокий интеллект, неприятие социальных норм, ценностей);
· неэффективные копинг-стратегии, включая стратегии избегания, ориентацию на снятие напряжения, обусловленного стрессором, а не на изменение условий его проявления;
· низкая эффективность личностных ресурсов;
· быстрая фиксация ригидной модели употребления ПАВ: успокаивающей, коммуникативной, конформной, гедонистической, манипулятивной, активирующей, компенсаторной;
· отсутствие необходимых социальных навыков, социальная пассивность;
· отсутствие жизненной перспективы.
Как распознать опасность
Старое правило гласит: чем раньше выявлено заболевание, тем больше шансов на его излечение. Родителям, педагогам, специалистам, ведущим работу с детьми и молодежью необходимо знать наиболее общие признаки, которые свидетельствуют о возможном «знакомстве» с наркотическим веществом. Эти признаки можно условно разделить на прямые и косвенные. Прямые признаки с несомненностью подтверждают факт приема наркотика. К ним, можно отнести состояние наркотического опьянения, как при разовом, так и систематическом употреблении, а также состояние абстиненции, возникающее только при наличии уже сформировавшейся зависимости.
Для тех, кто находится в состоянии наркотического опьянения, независимо от степени его выраженности характерны:
- кратковременные нарушения мышления (снижение способности к суждению, и последовательности формулировок, затрудненность, а порой и полная невозможность решения тех или иных логических задач, последовательного выполнения обычных математических операций);
- нарушения координации, четкости и последовательности движений, невозможность выполнения мелких двигательных операций, неустойчивость равновесия, пошатывание, неуверенная походка, меняется почерк;
- изменение вегетативных реакций, которые могут проявляться
чрезмерным покраснением, то чрезмерной бледностью кожных покровов,
помутнением глаз, резко расширенными или суженными зрачками; - изменение характера речи, которая может быть чрезмерно быстрой, «пулеметной», с перескакиванием с темы на тему, либо замедленной, смазанной, невнятной, словно человек говорит с «кашей во рту»;
- разнообразие и неустойчивость эмоциональных реакций (у одних
беспричинная веселость, приподнятое настроение, переходящие в паясничанье и дурашливость, у других - благодушие, довольство, безмятежность, мечтательность, у третьих - доминируют раздражительность, злобность, агрессивность; эти эмоциональные реакции крайне неустойчивы и могут переходить друг в друга по ничтожному поводу и даже без него).
Подростки с аддиктивным поведением отличаются большей дезадаптацией в различных сферах. Так, у них отмечаются более низкая учебная успеваемость, конфликтные отношения с окружающими, при психологическом исследовании у них выявляется высокий уровень невротизации и личностных расстройств. По мере прогрессирования распространенности аддиктивного поведения в него вовлекаются и менее дезадаптированные подростки, в первую очередь, в плане учебной успеваемости.
Список использованной литературы:
- «Родительский всеобуч» серия «В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами» Сост. Г.Н.Тростанецкая, А.А.Гериш – Минобразования России, «Эфлакс», 2003 стр. 28-29.
Исполнитель:
Педагог-психолог
кабинета медицинской профилактики
О.А. Шарыпова